Запущен новый инструмент поиска экзопланет 08.12.2017

SPRESSO (Echelle Spectrograph for Rocky Exoplanet and Stable Spectroscopic Observations) начал сегодня свою работу - поиск скалистых экзопланет и стабильные спектроскопические наблюдения. Он имеет улучшенное спектральное разрешение, более широкий диапазон длин волн и он закреплен на Очень большом телескопе ESO (VLT) в Чили. Ученые надеются с его помощью обнаруживать более слабые следы планет с массами и орбитами, подобными земной. Об этом сообщила в пресс-релизе Европейская южная обсерватория (ESO).

Он работает путем измерения сдвигов в спектре света от звезд, вызванных гравитацией планет.

"Это самый развитый объект такого рода в мире", - сказал астроном Дидье Келоз (Didier Queloz) из Кембриджского университета, один из тех, кто в 1995 году открыл первую экзопланету, обращающуюся вокруг нормальной звезды.

В ранние годы исследований экзопланет чаще всего использовался метод "радиальной скорости", потому что свет от тусклых планет слишком слаб, чтобы его можно было заметить на фоне свечения их звезд. Поскольку экзопланета, вращаясь вокруг звезды, с точки зрения наблюдателя на Земле как бы тянет свою звезду назад и вперед, периодическое изменение скорости звезды обнаруживается как допплеровское смещение частоты ее свечения.

Таким образом были найдены сотни экзопланет. Но в последние годы этот метод уступил первенство транзитному методу - обнаружения планеты, когда она проходит перед своей звездой и та временно тускнеет. С 2009 года спутник NASA Kepler обнаружил несколько тысяч экзопланет с использованием этого метода.

Эти два метода показывают разные характеристики экзопланеты. Точнее, оба помогают определить орбиту, но старый дает сведения о массе планеты, а транзитный - о ее размере.

Это привело к созданию нового поколения спектрографов, предназначенных для поиска экзопланет, использующие разные методы и охватывающие разные диапазоны длин волн. Предыдущее поколение спектрографов может фиксировать колебания около 1 метра в секунду - например, Юпитер "сдвигает" Солнце на 13 метров в секунду, но гораздо более слабая в этом отношении Земля лишь на 9 сантиметров в секунду. ESPRESSO, последняя разработка в этом направлении, должна уметь фиксировать планеты, подобные Земле, с чувствительностью до 10 сантиметров в секунду или даже менее. Как сказал Франческо Пепе (Francesco Pepe) из Женевского университета в Швейцарии, "мы первыми в достаточной степени сошли с ума, чтобы добиться этого".

Точный аналог Земли, вероятно, пока вне досягаемости, но ESPRESSO должен иметь возможность обнаруживать супер-Земли, массой в три-четыре земных, которые окружают звезды, подобные Солнцу. Он также может обнаруживать планеты размером с Землю, но вокруг меньших звезд.

<< Назад: Tesla создает процессоры искусственного интеллекта 09.12.2017