Гормон счастья может вызывать депрессию 13.12.2015

Нейромедиатор серотонин часто называют "гормоном счастья". Такие молекулы, как серотонин, используются для передачи нервного импульса между нервными клетками, и давно замечено, что хроническая нехватка серотонина может привести к постоянной тревожности и депрессии: нейроны в нервных цепочках, отвечающих за эмоциональный "позитив", хуже обмениваются сигналами из-за того, что им не хватает их нейромедиатора. Поэтому действие многих антидепрессантов рассчитано на то, что они будут повышать уровень серотонина в межнейронных синапсах, тем самым способствуя положительному эмоциональному настрою. (Впрочем, в механизме действия антидепрессантов до сих пор остается много неясного и они до сих пор преподносят нейробиологам сюрпризы - так, совсем недавно мы писали о том, что некоторые из них способны влиять на эпигенетические модификации в клеточной ДНК.)

Через эмоции серотонин может влиять на поведение. Например, несколько лет назад исследователи из Оксфорда обнаружили, что этот нейромедиатор влияет на наше восприятие чужих отношений: чем его было больше, тем более человек был склонен оценивать чужие отношения как очень романтические и очень близкие (в качестве примера для оценки предлагали фотографии пар); и наоборот - при низком уровне серотонина чужие отношения казались менее близкими. А в 2012 году сотрудники Киотского университета опубликовали в журнале PNAS статью, в которой говорили о взаимосвязанности уровня серотонина в мозге и нашего чувства справедливости: чем больше серотонина, тем бoльшую нечестность мы готовы простить другому человеку.

Однако, как показывают результаты экспериментов Марка Анзорге (Mark S. Ansorge) и его коллег из Колумбийского университета с серотонином все не так просто: его эффект зависит от того, в какой области мозга он присутствует. Известно, что его синтезируют ядра шва - так называют скопления нейронов, расположенные по средней линии продолговатого мозга. Ядра шва делятся на несколько групп, среди которых есть верхнее центральное ядро и дорсальное ядро. Оба они производят серотонин, которым пользуются другие системы мозга, однако на него реагируют и собственные нейроны ядер, и долгое время было неясно, как активность местных нервных клеток влияет на поведение.

Опыты ставили на мышах, одни из которых были обычными здоровыми животными, а у других стимулировали тревожность и депрессивное состояние. Оказалось, что у тех и у других серотониновые нейроны ядер шва работают по-разному. Например, возрастание тревожности сопровождалось повышением активности верхнего центрального ядра; с другой стороны, депрессия у мышей слабела при снижении активности того же верхнего центрального ядра, но усиливалась при снижении активности дорсального ядра. Полностью результаты экспериментов опубликованы в Cell Reports.

Иными словами, использующие серотонин нейроны вовсе не обязательно дарят только радость и счастье. Положительные эмоции зависят, скорее, от баланса активностей разных групп серотониновых нейронов: если баланс сильно перекосит в какую-то сторону, то вместо радости и счастья придет депрессия и тревога, хотя серотонина может быть более чем достаточно. Конечно, после мышей нужно будет проверить, так ли работают серотониновые ядра шва у человека, и, если все действительно так, стоит подумать о новых антидепрессантах, которые бы не просто действовали на уровень того или иного нейромедиатора, а фокусировались бы на какой-то определенной зоне мозга.

<< Назад: Миниатюрная модульная камера Mokacam 13.12.2015