Кора головного мозга есть и у птиц 05.10.2012

Считалось, что кора головного мозга, слоистая структура, где предположительно происходит наиболее сложная обработка информации, есть только у млекопитающих. У человека новая кора - неокортекс - составляет основную часть коры, а у низших млекопитающих находится в зачаточном состоянии. Но в новом исследовании Чикагского Университета было обнаружено, что и у птиц есть очень похожие на неокортекс клетки, хотя анатомически они очень отличаются от таковых у млекопитающих.

Работа, посвященная таинственной структуре в птичьем мозгу и опубликованная в Трудах Национальной Академии наук, подтверждает давнюю гипотезу, вызывавшую дискуссии в течение десятилетий. Исследование проливает свет на эволюцию мозга и открывает новые модели для изучения неокортекса. "Раньше мы могли изучать нейроны коры головного мозга только у млекопитающих, - говорит доктор Клифтон Рагсдейл, доцент микробиологии в Университете Чикаго. - Теперь мы можем воспользоваться и другими объектами для наших экспериментов".

И неокортекс млекопитающих, и аналогичная структура в птичьем мозгу, называемая DVR происходят от эмбриональных структур, называемых конечным мозгом. Но в то время как неокортекс состоит из шести различных слоев коры, DVR содержит большие скопления нейронов, называемые ядрами.

Нейрофизиолог Харви Картен еще в 1960 году выдвинула предположение, что DVR выполняет ту же функцию, что кора головного мозга, несмотря на кардинальные отличия в анатомии. Сейчас Дугас-Форд, Рагсдейл и их соавтор Джоанна Роуелл проверили эту теорию, используя недавно открытые множества молекулярных маркеров. С их помощью можно идентифицировать отдельные слои коры - например, "входные" нейроны 4-го слоя или "выход" 5-го. Затем ученые проверили, выражены ли эти маркеры в DVR-ядрах. Оказалось, что даже у очень далеких друг от друга видов птиц все маркеры 4 и 5 уровней были выражены в определенных ядрах, именно там, где они и должны были оказаться в DVR, если сравнивать ее корой мозга.

Дальнейшие эксперименты должны проверить этапы развития, формирующие эти нейроны в различных структурах, а также относительные плюсы и минусы анатомических различий. Но очевидно, что подобная структура у птиц, как и кора головного мозга, способна поддерживать расширенные функции, а может, даже обеспечить преимущества перед млекопитающими.

<< Назад: Зарядные устройства помогут электросетям 05.10.2012