Космический полет продлевает человеческую жизнь 16.07.2012

Международная группа ученых, изучающая потерю костной и мышечной массы у космонавтов, обнаружила, что космический полет может продлить жизнь. Оказалось, что космические полеты уменьшают количество токсичных белков, которые обычно накапливаются в процессе старения мышц. Также ученые обнаружили группу генов, экспрессия которых в течение космического полета снижается. В ходе лабораторных экспериментов на Земле у модельных организмов (черви Caenorhabditis elegans) снижение экспрессии тех же генов приводило к увеличению продолжительности жизни.

"Мы определили семь генов, инактивация которых продляет жизнь в лабораторных условиях, - говорит один из авторов исследования, эксперт в мышечном метаболизме доктор Натаниэль Шевчик. - Мы пока точно не знаем, каким образом эти гены работают. Судя по всему, они влияют на восприятие окружающей среды и соответствующую адаптацию организма. Например, один из генов контролирует выработку инсулина, связанного с метаболизмом и продолжительностью жизни".

Что это открытие означает для практической космонавтики? Ученым известно, что в условиях космических полетов мышцы неизбежно сокращаются в объеме. Однако это не патология, а лишь реакция на условия окружающей среды, в частности невесомость. Не исключено, что в результате процессов адаптации также может увеличиться и продолжительность жизни.

Ученые намерены продолжить свои исследования, включая изучение здоровья космонавтов и опыты с Caenorhabditis elegans. При этом черви предоставляют особенные возможности. Дело в том, что Caenorhabditis elegans является первым многоклеточным организмом, чей геном полностью расшифрован. Многие из его 20 тыс. генов выполняют те же функции, что и человеческие, например, 2 тыс. генов играют определенную роль в развитии мышц и 50-60 % из них имеют человеческие аналоги.

Кроме того, установлено, что данные черви могут жить и размножаться в космосе в течение не менее шести месяцев. Таким образом, их относительно недорого можно отправить в экспериментальный долгосрочный полет, например к Марсу, и изучить воздействие космической среды на живой организм.

<< Назад: Чип питается от света, тепла и вибрации 17.07.2012