Menu English Ukrainian russian Home

Free technical library for hobbyists and professionals Free technical library


ENCYCLOPEDIA OF RADIO ELECTRONICS AND ELECTRICAL ENGINEERING
Free library / Schemes of radio-electronic and electrical devices

Narrowband antenna amplifier with tunable frequency response. Encyclopedia of radio electronics and electrical engineering

Free technical library

Encyclopedia of radio electronics and electrical engineering / Antennas. Measurements, adjustment, coordination

Comments on the article Comments on the article

The proposed antenna amplifier is designed to improve the sensitivity of television receivers that receive transmissions in the meter range. The amplifier gain is 22 ... 24 dB, a bandwidth of about 8 MHz can be easily tuned to one of the television channels using a tuned capacitor.

The construction of a narrow-band tunable amplifier in the frequency range from 1 to 12 television channels is associated with great difficulties due to the fact that there is a gap between 5 and 6 television channels. Therefore, an amplifier is proposed that operates in one of two subbands - from 1 to 5 or from 6 to 12 television channels. The use of low-noise transistors in the amplifier in combination with the optimization of their DC modes made it possible to ensure a low level of intrinsic noise of the amplifier at a sufficiently high gain.

The use of the proposed antenna amplifier is most effective in cases where the television receiver does not have sufficient gain margin for stable reception of television programs outside the coverage area. It also seems reasonable to use an amplifier to improve gain-limited sensitivity when receiving transmissions on televisions that have lost their gain margin as a result of long-term operation. The described amplifier can also be used to receive TV programs in areas remote from television centers and repeaters, for example, in rural areas, where in most cases there are no centralized receiving antenna systems (collective antennas). In this case, it is possible to use an amplifier when several television receivers are connected to one receiving antenna.

In practice, the implementation of this entire device is possible provided that the antenna inputs of the television receivers are matched with the output of the amplifier. The amplifier also allows, when using narrow-band and highly directional antennas and antenna systems with a high gain, to conduct confident long-range reception of television programs from television centers that lie outside the zone of reliable reception. In this case, it is recommended to place the amplifier on the mast, in the immediate vicinity of the antenna, in order to compensate for the signal attenuation in the antenna feeder, which will be greater, the longer the drop cable length. In this case, the use of the proposed amplifier will improve the signal-to-noise ratio at the input of the television receiver.

The developed two-stage amplifier is characterized by a much simpler design and circuit implementation compared to the three-stage amplifier described in [1]. The amplifier from [1] does not provide the possibility of tuning the amplitude-frequency characteristic (AFC) to one of the television channels of the range and has only a limited frequency adjustment relative to the average frequency, to which it is fixed, within ±3 MHz, which allows compensating only for temperature drift amplifier bandwidth. The negative power supply of the specified amplifier with respect to the case excludes the possibility of its operation from the power supply of a tube TV.

The main advantage of the proposed amplifier is the possibility of smooth tuning of its frequency response to various television channels in the meter range, which makes it possible to obtain a high gain on the desired channel with relatively simple circuit solutions. The amplitude-frequency characteristic of the first stage of the amplifier is uniform in a wide frequency range, which includes five - from the 1st to the 5th (48,5 ... 100 MHz) - or seven - from the 6th to the 12th (174 ... 230 MHz) - television channels.

R1 ... 130K

C1 ... see table below

C6...680

VT1 ... KT371A

R2 ... 1,2K

C2 ... see table below

C7 ... 2200

VT2 ... GT346A

R 3 ... 1,5 K

C3 ... see table below

C8 ... 0,01 uF

 

R 4 ... 2,2 K

C4...0,01uF

C9 ... 1000

 

R5 ... 10K

C5 ... see table below

  C10...4...7  

The amplifier has two amplification stages, assembled on transistors VT1 and VT2 (Fig. 1), connected according to a common emitter circuit and a common base circuit, respectively. Such a cascode inclusion of transistors VT1 and VT2 is due to the desire to reduce the noise figure of the amplifier as a whole. The frequency tuning of the amplifier is carried out by smoothly adjusting the tuning capacitor C10 in the second amplification stage, the frequency response of which has the shape of a bell-shaped peak with a maximum gain in a narrow range with a width of about 8 MHz. The input circuit L1C1L2C2 is a high-pass filter with a cutoff frequency of about 48,5 MHz for the first subband and about 160 MHz for the second. The mode of operation of the transistor VT1 for direct current is set by resistors R1 and R2 in such a way as to obtain a voltage on its collector equal to +5 V at a collector current of about 5 mA. In this mode, the noise figure of the KT371A series transistor is 3,4...4,7 dB at a frequency of 400 MHz [2], and at frequencies below 400 MHz, the transistor noise will be less. The capacitance of the capacitor C3 together with the input capacitance of the transistor VT1 limit the gain of the first stage at the highest frequency of the subband. The measured gain of the first stage is 13...15 dB in both subbands.

Elements C5, L3, C6 are the input high-pass filter of the second stage and are used to suppress low-frequency signals. Transistor VT2, in the collector circuit of which the L4C10 circuit is included, is a resonant amplifier. The parameters of the L4C10 circuit elements determine the narrow frequency response of the second stage, and changing them makes it possible to tune the frequency response over a wide frequency range. The use of a transistor of the GT2A series as VT346, connected according to a common base circuit, is due to the fact that in this switching circuit the transistor has a small throughput capacitance. Resistors R3 - R5 provide the following DC mode for the transistor VT2: collector voltage 10 V, emitter current - about 1 mA. In this case, the noise factor of the GT346A transistor does not exceed 4 dB [2]. The gain of the second stage is 12 ... 14 dB with a bandwidth of 8 MHz.

Capacitors C4, C8 are necessary to smooth out the ripple of the supply voltage and prevent self-excitation of the amplifier.

Rational installation and optimized design ensure reliable and stable operation of the amplifier at high gain (Fig. 2).

The change in the gain over the range within each of the sub-bands, caused by the uneven frequency response, does not exceed 3 dB. Thus, when the amplifier is tuned to different channels within the same subband, the gain values ​​differ by no more than 3 dB; while the gain in the first subband is 2...3 dB higher than in the second.

Instead of the KT371A transistor, transistors of the KT382A, KT382B, KT367A series can be used in the amplifier, and instead of the GT346A transistor, you can use the GT346B, but if the latter is used, the level of the amplifier's own noise increases. At the same time, the level of intrinsic noise can be reduced by using transistors KT371, KT372, KT3101, KT3115 with any letter index instead of the KT3132A transistor. In this case, the resistance of the resistor R1 must be reduced to 100 kOhm, and the resistance of the resistor R2 must be increased to 3,2 kOhm to provide a voltage on the collector of the transistor VT1 equal to 5 V at a collector current of about 3 mA. When replacing the transistor, the design of the printed circuit board must also be slightly changed so that the contact pads are located under the corresponding electrodes of the transistors. In the second stage of the amplifier, the GT346A transistor can be replaced with a KT3123A; in this case, the resistance of the resistor R3 should be reduced to 750 ohms in order to obtain a voltage at the emitter of the transistor equal to 10 V at a collector current of about 1 mA.

The inductors are made of silver-plated wire; coil winding is frameless. The wire diameter, the winding pitch and the inner diameter of the coils for each of the subranges are given in Table. 1.

designation

Number of turns

Wire diameter, mm

Winding pitch, mm

Coil inner diameter, mm

Note

Channels 1 - 5

Channels 6 - 12

L1 5 3 0,7 3 8 -
L2 3 2 0,7 3 8 -
L3 5 5 0,5 1,5 3 -
L4 12 7 0,5 5 5 Tap from the second turn, counting from the "ground" terminal.

The capacitances of the amplifier capacitors (in pF), depending on the subrange, are given in Table. 2.

Capacitor designation

Channels

1 - 5

6 - 12

C1 18 6,8
C2 24 8,2
C3 24 10
C5 47 24

The amplifier uses capacitors C4, C8 type KM-5, the rest KD-1, KD-2. Pass capacitor C7 - K.10-51; tuning capacitor C10 - KT4-23. All resistors in the amplifier are MLT-0,125.

The amplifier is assembled in a metal rectangular case with dimensions of 70x45x15 mm. The body is closed from above and below by easily removable covers, which are soldered to the body after final adjustment. Amplifier design details are made of 0,5 mm thick tinned copper; sheet brass or tin can also be used (Fig. 3, 4).

The basis of the amplifier is printed circuit board 1, made of one-sided foil fiberglass 1,5 mm thick, to which the rest of the structure is soldered. In the case of using double-sided fiberglass, the foil on the reverse side of the board is removed. The foil from the sections of the board indicated in the figure by dashed lines must be removed before assembly. Foil removal can be carried out both mechanically and by etching. On fig. 2 shows the arrangement of amplifier elements in the case, which should be installed in place only after the final assembly of the case. To ensure the minimum parasitic capacitance of the installation, the elements in the housing are installed, shortening the length of their leads as much as possible; when soldering elements, a heat sink must be used. The amplifier input is soldered to the antenna socket, which is attached to the side wall of the housing with two screws and nuts (detail 6 in Fig. 3). A piece of television cable with a characteristic impedance of 75 ohms, 0,7 ... 1 m long, is soldered to the amplifier output, with the help of which the amplifier output is connected to the antenna input of the television receiver.

Setting up the amplifier with proper installation and using known-good parts comes down to checking the modes of transistors VT1 and VT2 for direct current. The voltage deviation at the transistor terminals from those indicated in the diagram (see Fig. 1) should not exceed ± 5%. With the help of capacitor C 10, the amplifier is tuned to one of the television channels of the meter range for maximum contrast and image stability on the screen of the television receiver. Then, by stretching and compressing the turns of the coils L1, L2 (for the first stage high-pass filter) and the coils L3, L4 (for the second stage high-pass filter), the highest quality image is achieved, thus adjusting the cutoff frequencies of the high-pass filters. This compensates for the possible deviation of the cutoff frequency of both high-pass filters due to the spread of the parameters of the elements and capacitances of the installation. It is desirable to carry out the final adjustment by smooth adjustment of the capacitor C10 in the assembled amplifier with soldered top and bottom covers Using a contour screwdriver made of dielectric material.

The amplifier is usually located in close proximity to the television receiver. If the length of the television drop cable exceeds 15 ... 20 m, in order to improve the signal-to-noise ratio at the input of the television receiver, it is advisable to place the amplifier near the receiving antenna, taking measures for its moisture and heat insulation. When placing the amplifier on the mast of an outdoor antenna, in order to exclude the harmful effects of the atmosphere on it, the housing covers must be carefully soldered to the housing around the entire perimeter, and the tuning hole must be soldered to make the housing tight. It is also recommended to additionally protect the amplifier from moisture ingress by putting several plastic bags on it in such a way that one bag is put on the other, and the open side of each of them is directed down. In this case, the input and output cables connected to the amplifier must be bent so that they approach the amplifier from below. This will prevent the ingress of atmospheric precipitation into the cavity of the packages and will reliably protect the amplifier from moisture. In the case of significant air temperature fluctuations, it is advisable to place the amplifier in a simple passive thermostat, made, for example, from a suitable split foam box.

The amplifier can be operated from any power source that provides a constant voltage of +12 V at a load current of 10 mA; while the ripple level should not exceed 10 mV. The amplifier can be powered by +12 V, which feeds the decimeter channel selector (ACS unit) of the television receiver.

Literature

  1. 1. Genshenza I., Kolomiets V., Savenko I. Antenna amplifier with remote tuning. - Radio, 1975, No. 4, p. 15 - 16.
  2. 2. Transistors for equipment of wide application: Handbook / Ed. B. L. Perelman. - M.: Radio and communication, 1981, p. 272, 275, 243, 245.


Authors: O. Prystaiko, Yu. Pozdnyakov

See other articles Section Antennas. Measurements, adjustment, coordination.

Read and write useful comments on this article.

<< Back

Latest news of science and technology, new electronics:

Artificial leather for touch emulation 15.04.2024

In a modern technology world where distance is becoming increasingly commonplace, maintaining connection and a sense of closeness is important. Recent developments in artificial skin by German scientists from Saarland University represent a new era in virtual interactions. German researchers from Saarland University have developed ultra-thin films that can transmit the sensation of touch over a distance. This cutting-edge technology provides new opportunities for virtual communication, especially for those who find themselves far from their loved ones. The ultra-thin films developed by the researchers, just 50 micrometers thick, can be integrated into textiles and worn like a second skin. These films act as sensors that recognize tactile signals from mom or dad, and as actuators that transmit these movements to the baby. Parents' touch to the fabric activates sensors that react to pressure and deform the ultra-thin film. This ... >>

Petgugu Global cat litter 15.04.2024

Taking care of pets can often be a challenge, especially when it comes to keeping your home clean. A new interesting solution from the Petgugu Global startup has been presented, which will make life easier for cat owners and help them keep their home perfectly clean and tidy. Startup Petgugu Global has unveiled a unique cat toilet that can automatically flush feces, keeping your home clean and fresh. This innovative device is equipped with various smart sensors that monitor your pet's toilet activity and activate to automatically clean after use. The device connects to the sewer system and ensures efficient waste removal without the need for intervention from the owner. Additionally, the toilet has a large flushable storage capacity, making it ideal for multi-cat households. The Petgugu cat litter bowl is designed for use with water-soluble litters and offers a range of additional ... >>

The attractiveness of caring men 14.04.2024

The stereotype that women prefer "bad boys" has long been widespread. However, recent research conducted by British scientists from Monash University offers a new perspective on this issue. They looked at how women responded to men's emotional responsibility and willingness to help others. The study's findings could change our understanding of what makes men attractive to women. A study conducted by scientists from Monash University leads to new findings about men's attractiveness to women. In the experiment, women were shown photographs of men with brief stories about their behavior in various situations, including their reaction to an encounter with a homeless person. Some of the men ignored the homeless man, while others helped him, such as buying him food. A study found that men who showed empathy and kindness were more attractive to women compared to men who showed empathy and kindness. ... >>

Random news from the Archive

Harm of gas stoves 29.01.2022

Leaking methane from stoves in US homes has the same climate impact as about 500 gasoline-powered cars, researchers estimate, and stoves can expose people to pollutants that cause respiratory illness.

Natural gas stoves emit methane, a potent greenhouse gas, as well as other pollutants through leaks and incomplete combustion.

Stanford University researchers have calculated that methane leaks from stoves in American homes have the same impact on the climate as about 500 gasoline-powered cars, and stoves can expose people to pollutants that cause respiratory illness.

Other interesting news:

▪ Who is tastier for a mosquito

▪ Radiometer on fire

▪ Self-healing concrete

▪ The Arctic is waiting for new records of melting

▪ Developed paper that turns heat into electricity

News feed of science and technology, new electronics

 

Interesting materials of the Free Technical Library:

▪ section of the site Dosimeters. Selection of articles

▪ article Electrodynamics. History and essence of scientific discovery

▪ article How does alcohol affect brain cells? Detailed answer

▪ article The use of bleach for disinfection of industrial premises. Standard instruction on labor protection

▪ article JG1EAD All-Band Transceiver. Encyclopedia of radio electronics and electrical engineering

▪ article 144 MHz Super Regenerative Receiver. Encyclopedia of radio electronics and electrical engineering

Leave your comment on this article:

Name:


Email (optional):


A comment:





All languages ​​of this page

Home page | Library | Articles | Website map | Site Reviews

www.diagram.com.ua

www.diagram.com.ua
2000-2024

www.diagram.com.ua
www.diagram.com.ua
Русский: Русская версия English: English version
Translate it!
Поиск по сайту

+ Поиск по журналам
+ Поиск по статьям сайта
+ Поиск по схемам СССР
+ Поиск по Библиотеке

Бесплатная техническая библиотека:
Все статьи А-Я
Энциклопедия радиоэлектроники и электротехники
Новости науки и техники
Журналы, книги, сборники
Архив статей и поиск
Схемы, сервис-мануалы
Электронные справочники
Инструкции по эксплуатации
Голосования
Ваши истории из жизни
На досуге
Случайные статьи
Отзывы о сайте

Справочник:
Большая энциклопедия для детей и взрослых
Биографии великих ученых
Важнейшие научные открытия
Детская научная лаборатория
Должностные инструкции
Домашняя мастерская
Жизнь замечательных физиков
Заводские технологии на дому
Загадки, ребусы, вопросы с подвохом
Инструменты и механизмы для сельского хозяйства
Искусство аудио
Искусство видео
История техники, технологии, предметов вокруг нас
И тут появился изобретатель (ТРИЗ)
Конспекты лекций, шпаргалки
Крылатые слова, фразеологизмы
Личный транспорт: наземный, водный, воздушный
Любителям путешествовать - советы туристу
Моделирование
Нормативная документация по охране труда
Опыты по физике
Опыты по химии
Основы безопасной жизнедеятельности (ОБЖД)
Основы первой медицинской помощи (ОПМП)
Охрана труда
Радиоэлектроника и электротехника
Строителю, домашнему мастеру
Типовые инструкции по охране труда (ТОИ)
Чудеса природы
Шпионские штучки
Электрик в доме
Эффектные фокусы и их разгадки

Техническая документация:
Схемы и сервис-мануалы
Книги, журналы, сборники
Справочники
Параметры радиодеталей
Прошивки
Инструкции по эксплуатации
Энциклопедия радиоэлектроники и электротехники

Бесплатный архив статей
(200000 статей в Архиве)

Алфавитный указатель статей в книгах и журналах

Бонусы:
Ваши истории
Загадки для взрослых и детей
Знаете ли Вы, что...
Зрительные иллюзии
Веселые задачки
Каталог Вивасан
Палиндромы
Сборка кубика Рубика
Форумы
Карта сайта

ДИАГРАММА
© 2000-2020

Дизайн и поддержка:
Александр Кузнецов

Техническое обеспечение:
Михаил Булах

Программирование:
Данил Мончукин

Маркетинг:
Татьяна Анастасьева

Перевод:
Наталья Кузнецова

Контакты

При использовании материалов сайта обязательна ссылка на https://www.diagram.com.ua

сделано в Украине
сделано в Украине

Диаграмма. Бесплатная техническая библиотека

Бесплатная техническая библиотека Бесплатная техническая библиотека, Энциклопедия радиоэлектроники и электротехники

Узкопосный антенный усилитель с перестраиваемой АЧХ

Бесплатная техническая библиотека

Энциклопедия радиоэлектроники и электротехники / Антенны. Измерения, настройка, согласование

Комментарии к статье Комментарии к статье

Предлагаемый вниманию антенный усилитель предназначен для улучшения чувствительности телевизионных приемников, принимающих передачи в метровом диапазоне. Коэффициент усиления усилителя - 22...24 дБ, полоса пропускания шириной около 8 МГц может легко перестраиваться на один из телевизионных каналов при помощи подстроенного конденсатора.

Построение узкополосного перестраиваемого усилителя в диапазоне частот с 1 по 12 телевизионные каналы связано с большими трудностями из-за того, что между 5 и 6 телевизионными каналами существует разрыв. Поэтому предлагается усилитель, работающий в одном из двух поддиапазонов - с 1 по 5 или с 6 по 12 телевизионные каналы. Использование в усилителе малошумящих транзисторов в сочетании с оптимизацией их режимов по постоянному току позволило обеспечить низкий уровень собственных шумов усилителя при достаточно большом коэффициенте усиления.

Применение предлагаемого антенного усилителя оказывается наиболее эффективным в случаях, когда телевизионный приемник не обладает достаточным запасом коэффициента усиления для устойчивого приема телепередач вне зоны уверенного приема. Целесообразным представляется также использование усилителя для улучшения чувствительности, ограниченной усилением, при приеме передач на телевизоры, потерявшие запас по коэффициенту усиления в результате длительной эксплуатации. Описываемый усилитель можно также применять для приема телепередач в районах, удаленных от телецентров и ретрансляторов, например в сельской местности, где в большинстве случаев нет централизованных приемных антенных систем (коллективных антенн). В таком случае возможно использование усилителя при подключении к одной приемной антенне нескольких телевизионных приемников.

Практически реализация всего этого устройства возможна при условии согласования антенных входов телеприемников с выходом усилителя. Усилитель также позволяет при использовании узкополосных и остронаправленных антенн и антенных систем с большим коэффициентом усиления вести уверенный дальний прием телепередач от телецентров, лежащих за пределами зоны уверенного приема. При этом рекомендуется размещение усилителя на мачте, в непосредственной близости от антенны, чтобы добиться компенсации ослабления сигнала в антенном фидере, которое будет тем большим, чем больше длина кабеля снижения. В таком случае применение предлагаемого усилителя позволит улучшить соотношение сигнал / шум на входе телевизионного приемника.

Разработанный двухкаскадный усилитель характеризуется намного более простыми конструкцией и схемной реализацией по сравнению с трехкаскадным усилителем, описанным в [1]. Усилитель из [1] не обеспечивает возможности перестройки амплитудно-частотной характеристики (АЧХ) на один из телевизионных каналов диапазона и имеет лишь ограниченную подстройку частоты относительно средней частоты, на которую он фиксирование настроен, в пределах ±3 МГц, что позволяет компенсировать лишь температурный дрейф полосы пропускания усилителя. Минусовое относительно корпуса питание указанного усилителя исключает возможность его работы от источника питания лампового телевизора.

Основное преимущество предлагаемого усилителя заключается в возможности плавной перестройки его АЧХ на различные телевизионные каналы в метровом диапазоне, что позволяет получить высокий коэффициент усиления на требуемом канале при сравнительно простых схемотехнических решениях. Амплитудно-частотная характеристика первого каскада усилителя равномерна в широком диапазоне частот, включающем в себя пять - с 1-го по 5-й (48,5...100 МГц) - или семь - с 6-го по 12-й (174...230 МГц) - телевизионных каналов.



R1 ... 130 K

C1 ... см. ниже табл.

C6 ...680

VT1 ... КТ371А

R2 ... 1,2 K

C2 ... см. ниже табл.

С7 ... 2200

VT2 ... ГТ346А

R 3 ... 1,5 K

C3 ... см. ниже табл.

С8 ... 0,01 мкФ

 

R 4 ... 2,2 K

C4 ... 0,01 мкФ

С9 ... 1000

 

R5 ... 10 K

C5 ... см. ниже табл.

  С10 ... 4...7  


Усилитель имеет два каскада усиления, собранные на транзисторах VT1 и VT2 (рис. 1), включенных по схеме с общим эмиттером и схеме с общей базой соответственно. Такое каскодное включение транзисторов VT1 и VT2 обусловлено стремлением снизить коэффициент шума усилителя в целом. Перестройку усилителя по частоте осуществляют посредством плавной регулировки подстроечным конденсатором С10 во втором каскаде усиления, АЧХ которого имеет форму колоколообразного пика с максимумом усиления в узком диапазоне шириной около 8 МГц. Входной контур L1C1L2C2 является фильтром верхних частот с частотой среза около 48,5 МГц для первого поддиапазона и около 160 МГц - для второго. Режим работы транзистора VT1 по постоянному току задан резисторами R1 и R2 таким образом, чтобы получить напряжение на его коллекторе равным +5 В при токе коллектора около 5 мА. В таком режиме коэффициент шума транзистора серии КТ371А составляет 3,4...4,7 дБ на частоте 400 МГц [2], а на частотах ниже 400 МГц шум транзистора будет меньше. Емкость конденсатора С3 вместе с входной емкостью транзистора VT1 ограничивают усиление первого каскада на высшей частоте поддиапазона. Измеренный коэффициент усиления первого каскада составляет 13...15 дБ в обоих поддиапазонах.

Элементы С5, L3, С6 представляют собой входной фильтр верхних частот второго каскада и служат для подавления сигналов нижних частот. Транзистор VT2, в коллекторную цепь которого включен контур L4C10, является резонансным усилителем. Параметры элементов контура L4C10 определяют узкую АЧХ второго каскада, а их изменение обеспечивает возможность перестройки АЧХ в широком диапазоне частот. Использование в качестве VT2 транзистора серии ГТ346А, включенного по схеме с общей базой, обусловлено тем, что в этой схеме включения транзистор имеет малую проходную емкость. Резисторы R3 - R5 обеспечивают следующий режим транзистора VT2 по постоянному току: напряжение коллектора 10 В, ток эмиттера - около 1 мА. При этом коэффициент шума транзистора ГТ346А не превышает 4 дБ [2]. Коэффициент усиления второго каскада равен 12... 14 дБ при полосе пропускания 8 МГц.

Конденсаторы С4, С8 необходимы для сглаживания пульсации питающего напряжения и предотвращения самовозбуждения усилителя.

Рациональный монтаж и оптимизированная конструкция обеспечивают надежную и устойчивую работу усилителя при высоком коэффициенте усиления (рис. 2).



Изменение коэффициента усиления по диапазону в пределах каждого из поддиапазонов, вызванное неравномерностью АЧХ, не превышает 3 дБ. Таким образом, при перестройке усилителя на различные каналы в пределах одного поддиапазона значения коэффициента усиления отличаются не более чем на 3 дБ; при этом коэффициент усиления в первом поддиапазоне на 2...3 дБ выше, чем во втором.

Вместо транзистора КТ371А в усилителе могут быть применены транзисторы серий КТ382А, КТ382Б, КТ367А, а вместо транзистора ГТ346А можно использовать ГТ346Б, но в случае использования последнего возрастает уровень собственных шумов усилителя. Вместе с тем уровень собственных шумов можно уменьшить, применив вместо транзистора КТ371А транзисторы КТ372, КТ3101, КТ3115, КТ3132 с любым буквенным индексом. В таком случае сопротивление резистора R1 должно быть уменьшено до 100 кОм, а сопротивление резистора R2 должно быть увеличено до 3,2 кОм для обеспечения напряжения на коллекторе транзистора VT1 равным 5 В при токе коллектора около 3 мА. При замене транзистора должен быть также несколько изменен рисунок печатной платы, чтобы контактные площадки были расположены под соответствующими электродами транзисторов. Во втором каскаде усилителя транзистор ГТ346А можно заменить на КТ3123А; при этом следует уменьшить сопротивление резистора R3 до 750 Ом, чтобы получить напряжение на эмиттере транзистора равным 10 В при токе коллектора около 1 мА.

Катушки индуктивности выполнены из посеребренного провода; намотка катушек бескаркасная. Диаметр провода, шаг намотки и внутренний диаметр катушек для каждого из поддиапазонов приведены в табл. 1.

Обозначение

Количество витков

Диаметр провода, мм

Шаг намотки, мм

Внутренний диаметр катушки, мм

Примечание

Каналы 1 - 5

Каналы 6 - 12

L1 5 3 0,7 3 8 -
L2 3 2 0,7 3 8 -
L3 5 5 0,5 1,5 3 -
L4 12 7 0,5 5 5 Отвод от второго витка, считая от "заземляющего" вывода.


Емкости конденсаторов усилителя (в пФ) в зависимости от поддиапазона приведены в табл. 2.

Обозначение конденсатора

Каналы

1 - 5

6 - 12

C1 18 6,8
C2 24 8,2
C3 24 10
C5 47 24


В усилителе использованы конденсаторы С4, С8 типа КМ-5, остальные КД-1, КД-2. Проходной конденсатор С7 - К.10-51; подстроечный конденсатор С10 - КТ4-23. Все резисторы в усилителе - МЛТ-0,125.

Усилитель собран в металлическом прямоугольном корпусе с размерами 70х45х15 мм. Корпус сверху и снизу закрыт легкосъемными крышками, которые после окончательной настройки припаивают к корпусу. Детали конструкции усилителя выполнены из луженой меди толщиной 0,5 мм; может быть использована также листовая латунь или жесть (рис. 3, 4).





Основой усилителя является печатная плата 1, выполненная из одностороннего фольгированного стеклотекстолита толщиной 1,5 мм, к которой припаяны остальные детали конструкции. В случае использования двустороннего стеклотекстолита фольга с обратной стороны платы удаляется. Фольгу с участков платы, обозначенных на рисунке штриховыми линиями, необходимо перед сборкой удалить. Удаление фольги может быть осуществлено как механическим путем, так и травлением. На рис. 2 показано размещение в корпусе элементов усилителя, которые следует устанавливать на место только после окончательной сборки корпуса. Для обеспечения минимальной паразитной емкости монтажа элементы в корпусе устанавливают, максимально укорачивая длину их выводов; при пайке элементов необходимо использовать теплоотвод. Вход усилителя припаивают к антенному гнезду, которое при помощи двух винтов с гайками крепится к боковой стенке корпуса (деталь 6 на рис. 3). К выходу усилителя припаивают снабженный унифицированным антенным штекером отрезок телевизионного кабеля с волновым сопротивлением 75 Ом длиной 0,7...1 м, при помощи которого соединяют выход усилителя с антенным входом телевизионного приемника.

Настройка усилителя при правильном монтаже и использовании заведомо исправных деталей сводится к проверке режимов транзисторов VT1 и VT2 по постоянному току. Отклонение напряжений на выводах транзисторов от указанных на схеме (см. рис. 1) не должно превышать ± 5 %. С помощью конденсатора С 10 настраивают усилитель на один из телевизионных каналов метрового диапазона по максимальной контрастности и устойчивости изображения на экране телевизионного приемника. Затем растягиванием и сжатием витков катушек L1, L2 (для фильтра верхних частот первого каскада) и катушек L3, L4 (для фильтра верхних частот второго каскада) добиваются наиболее качественного изображения, подстраивая таким образом частоты среза фильтров верхних частот. При этом компенсируется возможный вследствие разброса параметров элементов и емкостей монтажа уход частоты среза обоих фильтров верхних частот. Окончательную настройку плавной подстройкой конденсатора С10 желательно проводить в собранном усилителе е припаянными верхней и нижней крышками При помощи контурной отвертки, выполненной из диэлектрического материала.

Усилитель, как правило, располагается в непосредственной близости от телевизионного приемника. В случае, если длина телевизионного кабеля снижения превышает 15...20 м, для улучшения соотношения сигнал/ шум на входе телеприемника усилитель целесообразно расположить вблизи приемной антенны, приняв меры по его влаго- и теплоизоляции. При размещении усилителя на мачте наружной антенны для исключения вредного влияния на него атмосферы крышки корпуса, должны быть тщательно припаяны к корпусу по всему периметру, а подстроечное отверстие должно быть запаяно для придания корпусу герметичности. Рекомендуется также для дополнительной защиты усилителя от попадания влаги надеть на него несколько полиэтиленовых пакетов таким образом, чтобы один пакет был надет на другой, а открытая сторона каждого из них была направлена вниз. При этом входной и выходной кабели, подключенные к усилителю, должны быть изогнуты так, чтобы они подходили к усилителю снизу. Это исключит попадание атмосферных осадков внутрь полости пакетов и надежно защитит усилитель от влаги. В случае значительных перепадов температуры воздуха целесообразно поместить усилитель в простейший пассивный термостат, выполненный, например, из подходящей по размерам разъемной пенопластовой коробки.

Усилитель может работать от любого источника питания, обеспечивающего постоянное напряжение +12 В при токе нагрузки 10 мА; при этом уровень пульсации не должен превышать 10 мВ. Усилитель можно питать напряжением +12 В, которым питается дециметровый селектор каналов (блок СКД) телевизионного приемника.

Лнтература

  1. 1. Геншенза И., Коломиец В., Савенко И. Антенный усилитель с дистанционной настройкой. - Радио, 1975, № 4, с. 15 - 16.
  2. 2. Транзисторы для аппаратуры широкого применения: Справочник/ Под ред. Б. Л. Перельмана. - М.: Радио и связь, 1981, с. 272, 275, 243, 245.


Авторы: О. Пристайко, Ю. Поздняков

Смотрите другие статьи раздела Антенны. Измерения, настройка, согласование.

Читайте и пишите полезные комментарии к этой статье.

<< Назад

Рекомендуем скачать в нашей Бесплатной технической библиотеке:

раздел сайта Измерительная техника

журналы Радиосхема (годовые архивы)

книга Автоматическая аварийная защита в системах управления. Литвак В.И., 1973

книга Любительский телевизор на транзисторах. Дризе Е.М., 1967

статья Законы святы, но исполнители лихие супостаты

статья Хитрая игрушка

справочник Зарубежные микросхемы и транзисторы. Серия X

Оставьте свой комментарий к этой статье:

Имя:


E-mail (не обязательно):


Комментарий:

[lol][cry][!][?]




Бесплатная техническая библиотека Бесплатная техническая документация для любителей и профессионалов