Кишечные бактерии могут влиять на настроение 19.02.2019

Исследование бельгийских ученых показало, что многие кишечные бактерии могут производить вещества, которые влияют на функцию нервных клеток и, возможно, на настроение.

Ранее несколько исследований на мышах показали, что кишечные микробы могут влиять на поведение животных, а небольшие исследования людей показали, что микробный состав в кишечнике изменяется при депрессии. Чтобы проверить, насколько прочна связь между микробиомом человека и его психическим здоровьем, Йерун Раес, микробиолог из Левенского католического университета (Бельгия), и его коллеги изучили крупную группу людей для оценки "нормального" микробиома.

Всего в исследовании участвовали 1054 бельгийца. Некоторым из них - 173 людям - был поставлен диагноз "депрессия" или они показали плохие результаты исследования качества жизни. Команда сравнила состояние кишечной флоры у участников с депрессией и остальных испытуемых. Выяснилось, что у людей при депрессии уровень таких микробов, как Coprococcus и Dialister, оставался низким в микробиомах людей. При этом не имело значения, принимали ли люди антидепрессанты или нет. А у участников, утверждающих, что обладают высоким психологическим качеством жизни, уровень этих микробов, наоборот, был высок.

Далее команда просмотрела результаты медицинских тестов другой группы, которая объединила 1064 голландцев. Исследователи обнаружили, что те же два вида бактерий отсутствовали в микробиомах тех людей, кто находился в депрессии, а также у семи участников, страдающих от тяжелой клинической депрессии. Ученые признают, что сейчас данные не подтверждают причинно-следственную связь. Возможно, эффект даже работает наоборот: не микробы влияют на наше настроение, а наше психическое здоровье влияет на состояние микробиома.

Тем не менее в последующих экспериментах исследователи нашли доказательства того, что микробы могут "общаться" с нашей нервной системой, производя нейромедиаторы, которые отвечают за передачу электрохимических импульсов нервным клеткам. Ученые обнаружили, например, что у копрококка (Coprococcus), по-видимому, есть путь, связанный с дофамином, ключевым сигналом мозга, который отвечает за чувство удовлетворения.

Открытие может привести к новым пробиотическим методам лечения депрессии, которые помогут повысить уровень необходимых микробов в кишечнике человека. Однако для этого необходимо провести еще множество исследований, которые подтвердят, что микробные соединения, вырабатываемые в кишечнике, могут влиять на наш мозг.

<< Назад: Столкновение экзопланет 20.02.2019