Спрятаться от внеземных цивилизаций 11.05.2017

С тех пор, как Стивен Хокинг и другие ученые подняли вопрос о том, зачем нам заявлять о своем существовании другим цивилизациям, которые могут оказаться совсем не дружественными, дебаты на эту тему не утихают. Свежую струю в дискуссию внесла недавно опубликованная статья доцента кафедры астрономии Колумбийского университета Дэвида Киппинга (David Kipping) под названием "Как создать плащ-невидимку, чтобы спрятать Землю от внеземных цивилизаций?"

В ней Киппинг говорит о том, что если внеземные цивилизации, о которых предупреждают ученые, действительно существенно обогнали нас в развитии, то им ничего не стоит, во-первых, скрыться от наших глаз с помощью пока неизвестных нам методов, а во-вторых, создать иллюзию видимости тогда, когда им это выгодно. В качестве примера ученый приводит так называемый транзитный метод обнаружения экзопланет. Он основан на наблюдениях за прохождением планеты на фоне звезды, которое приводит к регулярному незначительному ослаблению блеска звезды. Измерение глубины и продолжительности транзита позволяет определить радиус экзопанеты, большую полуось ее орбиты и ее эксцентриситет при условии, что известен орбитальный период такой планеты.

С точки зрения ученого такое ослабление блеска звезды в глазах, вернее, в телескопах наблюдателя можно намеренно вызвать с помощью уже имеющихся в нашем распоряжении лазерных установок для того, чтобы ввести наблюдателя в заблуждение. Или же наоборот: лазеры можно использовать для того, чтобы компенсировать ослабление блеска и не выдать себя. По подсчетам Киппинга для этого понадобится 30 МВт электроэнергии при использовании технологии обнаружения вроде той, которой пользуется космическая обсерватория "Кеплер", видящая экзопланеты в одном свете. А при увеличении мощности в 10 раз можно добиться и "разноцветной" невидимости. Для этого пригодятся современные земные (а не инопланетные) лазеры, использующие генерацию суперконтинуума, при которой лазерный свет преобразуется в свет с очень широким спектром (т.е. с низкой временной когерентностью), тогда как пространственная когерентность обычно остается высокой.

Поскольку автор рассуждает о том, что если уж с помощью наших технологий можно манипулировать видимостью или невидимостью во Вселенной, то трудно представить, что может быть в арсенале более развитых цивилизаций. Поэтому вопрос о том, нужен ли землянам плащ-невидимка, остается риторическим.

<< Назад: Морские смарт-часы Garmin Quantix 5 12.05.2017