Создан эмбрион из клеток человека и свиньи 26.01.2017

Биологи на практике доказали, что индуцированные плюрипотентные стволовые клетки (ИПСК) человека могут встраиваться в эмбрионы свиней и нормально развиваться в них. При этом стволовые клетки крыс в зародышах свиней не приживаются. Возможность получения эмбрионов-химер людей и свиней позволит изучать ранние стадии развития человека, а также получать от животных донорские органы, по характеристикам более близкие к человеческим. Отчет об исследовании опубликован в журнале Cell.

Эксперименты с эмбрионами грызунов проводили в Институте Солка (США), а опыты с эмбрионами свиней - в Университете Мурсии (Испания). Для начала нужно было проверить, могут ли вообще клетки выбранных животных приживаться в эмбрионах других видов. Поскольку в 2010 году уже было показано, что индуцированные плюрипотентные стволовые клетки крыс, вживленные в эмбрионы мышей, не способных образовать поджелудочную железу, успешно формируют этот орган, исследователи решили, во-первых, повторить подобную пересадку клеток, а во-вторых, ввести некоторое количество ИПСК крыс в зародыши свиней. Иммунохимический анализ и анализ ДНК показали, что химерные зародыши "крыса-мышь" образуются достаточно легко, однако клеток крыс в эмбрионах свиней на 21-28-й день их развития не обнаруживали. Химер свиней и крыс создать не удалось.

Аналогичный эксперимент по созданию химерных эмбрионов провели с использованием ИПСК человека. Их, как и крысиные, подсаживали в зародыши свиней на стадии, когда те имели форму миниатюрного полого шара (стадия бластоцисты, одна их самых первых в эмбриональном развитии), а затем внедряли полученные зародыши в матки свиней. На 21-28-й день развития в 186 эмбрионах из 1466 обнаружили клетки человеческого происхождения. Это означало, что такие зародыши были химерами свиньи и человека.

Время прекращения эксперимента (21-28 дней с момента оплодотворения) было выбрано в расчете на то, что к этому возрасту у эмбриона свиньи еще не успеет должным образом развиться нервная система. Поскольку в зародыши внедряли клетки человека, существовала вероятность, что их присутствие повлияет на формирование нервной системы, и получится животное, обладающее элементами человеческого разума. Разумеется, ставить эксперименты на таком организме было бы неэтично.

Тот факт, что возможно создать химерные зародыши из клеток свиней и человека, имеет значение как для пересадки органов, так и для фундаментальных научных исследований. Во-первых, благодаря химерным эмбрионам можно будет получать от животных донорские органы, по характеристикам более близкие к человеческим. Наличие в них клеток реципиента позволит его иммунной системе воспринять новый орган как свой, то есть он не будет отторгаться. Во-вторых, изучение эмбрионов-химер даст новые сведения о ранних стадиях развития человеческих зародышей.

Хотя эмбриология человека накопила уже немало данных, многие из них получены из экспериментов на животных, так как проводить аналогичные манипуляции с будущими людьми запрещено этикой.

<< Назад: Портативный принтер LG Pocket Printer (PD261) 27.01.2017