Собаки и приматы видят магнитные поля 02.03.2016

Некоторые животные имеют способность магниторецепции, то есть могут замечать магнитные поля. Теперь ученые выяснили, что молекулы, ответственные за эту черту, также находятся в глазах собак и некоторых приматов, а значит, те тоже способны видеть магнитные поля.

Криптохромы - это обыкновенная группа светочувствительных молекул, которые существуют в бактериях, растениях и животных. Вдобавок к регуляции циркадных ритмов эти специализированные протеины позволяют некоторым животным (птицам, насекомым, рыбам и рептилиям) чувствовать магнитные поля, давая возможность, таким образом, воспринимать направление, высоту и местоположение. Некоторые млекопитающие, вроде летучих мышей и кротов, также обладают такой способностью, но ее распространение среди других видов млекопитающих практически неизвестно.

Теперь же, в первом исследовании подобного рода, ученые из института Макса Планка и нескольких других учреждений, изучили присутствие одной из версий этой молекулы под названием криптохром 1 в сетчатке 90 видов млекопитающих. Оказалось, что она есть у псовых плотоядных, вроде собак, волков, медведей, лис и барсуков, но у кошачьих ее нет. А среди приматов криптохром 1 есть у орангутанов, макак-резусов, макак-крабоедов и других. Детали исследования можно найти в журнале Nature Scientific Reports

Хотя магниторецепция считается "шестым чувством", на самом деле она связана со зрением. Магнитные поля активируют криптохром 1 в сетчатке, и животные "видят" наклон линий магнитного поля относительно земной поверхности. Активный криптохром 1 располагается в светочувствительных внешних сегментах "колбочек" млекопитающих, а потому исследователи считают, что они отвечают именно за магнитовосприятие, а не управление циркадными ритмами или какими-то другими зрительными возможностями.

Не совсем понятно, как млекопитающие, вроде собак и приматов, используют магниторецепцию, но здесь могут помочь лисы. Когда они охотятся, то более удачные атаки на мышей проводят, нападая с северо-восточного направления. У приматов встроенный компас может влиять на ориентацию тела в пространстве, или же быть лишь эволюционным атавизмом, сейчас уже практически неиспользуемым.

Следующим шагом для ученых будет доказательство того, что животные в полную силу используют возможности криптохрома 1, или же что молекула выполняет в сетчатке какие-то другие задачи.

<< Назад: Пьезоэлектрические MEMS-микрофоны для смартфонов 02.03.2016