Искусственный свет полнит 21.05.2015

Мы знаем, что кроме "плохого" жира есть еще и "хороший". Речь здесь идет о двух типах жировой ткани, белой и бурой: если клетки белого жира запасают жировые молекулы, тем самым заставляя нас толстеть, то клетки бурого жира, наоборот, сжигают жировые запасы с выделением тепла. С тех пор, как оказалось, что бурый жир есть не только у зверей и младенцев, но и у взрослых людей, его начали активно изучать, пытаясь найти способ, с помощью которого можно было бы стимулировать активность клеток бурой жировой ткани - так можно было бы решить проблему ожирения и сопутствующих ему метаболических и сердечно-сосудистых болезней.

В предложениях тут недостатка нет: на бурый жир влияют и гормоны, и иммунные клетки, и специальные нейроны; кроме того, активировать его можно физическими упражнениями или попросту выйдя на холод (как мы только что сказали, жиры в нем сжигаются с образованием тепла, и одна из функций бурой жировой ткани - это терморегуляция). Исследователи из Лейденского университета нашли совсем простой способ держать бурый жир в тонусе - оказывается, нужно просто по вечерам поменьше сидеть при искусственном свете.

Известно, что стимуляция бурого жира происходит при участии b3 адренергического рецептора - при его активации клетки сжигают больше липидов и выделяют больше тепла. Патрик Ренсен (Patrick Rensen) и его коллеги обнаружили, что если мышей держать при искусственном освещении 16, а то и все 24 часа в сутки, то у них снижается активность рецептора, и соответственно, бурые жировые клетки начинают хуже работать, и липидные молекулы отправляются в запасающий белый жир. С мышами, у которых световой день длился стандартные 12 часов, ничего такого не происходило. (Мыши - животные сумеречные, то есть светлое время суток для них - как для нас ночь.) В результате у мышей, которых долго держали на свету, накапливалось на 25-50% больше жира, хотя животных из всех групп кормили одинаково и физическая активность у них была тоже одинаковой.

Разумеется, тут дело не в самом по себе искусственном свете, а в суточном ритме, который портится из-за освещенности в неурочное время: биологические часы говорят о том, что уже давно должна быть ночь, а глаза продолжают видеть свет. Конечно, мы все равно заснем, пусть и при искусственном освещении, но на биологических часах это все равно отразится. Известно, что даже если ложиться спать в правильное время, то все равно яркое освещение, которое сопровождает нас до последнего, само по себе может причинить вред. Ну а то, что сбитый циркадный ритм связан с ожирением, давно уже подтверждено как экспериментами, так и клиническими исследованиями. По некоторым данным слишком долгий световой день провоцирует ожирение даже сильнее, чем неправильное питание. И, по-видимому, эффект здесь не в последнюю очередь обусловлен неправильной работой бурого жира. Его взаимодействие с биологическими часами в мозге осуществляется через симпатическую нервную систему: если бурую жировую ткань отключали от симпатических нервных путей, то эффект был такой же, как и при расстройстве суточного ритма - бурые клетки переставали сжигать липиды.

Есть ли такая же взаимосвязь между активностью бурого жира и суточным ритмом у человека, покажут дальнейшие исследования. Похожие результаты были получены два года назад специалистами из Университета Вандербильта, которые обнаружили, что чувствительность к инсулину у клеток зависит от времени суток, и что при нарушенном циркадном ритме клетки начинают жить на одной только глюкозе, откладывая жиры про запас. Результат - избыточный вес. Эти эксперименты тоже ставили на животных; с другой стороны, повторим, медицинская статистика говорит о том, что и у людей нарушенный суточный ритм часто сопровождается разными нехорошими физиологическими эффектами, в том числе и в обмене веществ. Также здесь нельзя не вспомнить статью, вышедшую в конце прошлого года в Proceedings of the National Academy of Science, в которой шла речь о том, как излучение экранов электронных устройств сбивает с толку наши биологические часы.

В общем, тем, кто хочет похудеть, можно порекомендовать не только правильно питаться, но и вовремя ложиться спать - или хотя бы не злоупотреблять перед сном всевозможными гаджетами.

<< Назад: Смартфон Bluboo X550 с аккумулятором на 5300 мАч 21.05.2015