Ген-допинг 18.06.2013

Генная терапия потенциально может превратить дряхлое сердце в сердце молодого атлета. Исследователи из Западного резервного университета Кейза обнаружили ген, который одновременно и подавляет рост опухоли при раке молочной железы, и укрепляет сердце. Большая часть лекарств от рака, наоборот, оказывает негативное воздействие на сердце. Ученые надеются, что их открытие совершит прорыв в лечении рака. Но можно предположить, что прорыв будет в том числе и в методике подготовки спортсменов.

О том, что ген HEXIM1 подавляет развитие рака молочной железы у мышей, ученые узнали еще в прошлом году. В этом году они узнали, что этот же ген увеличивает количество и плотность кровеносных сосудов в клетках. Это значит, сердце начинает работать лучше, повышается выносливость при выполнении физических упражнений - как раз то, что нужно спортсменам практически во всех видах спорта. Во время эксперимента ученые пересадили ген HEXIM1 в сердце взрослой мыши, и обнаружили, что сердце выросло и потяжелело - и это без каких-либо тренировок. В состоянии покоя у животного уменьшилась частота сердечных сокращений, а пониженный пульс в данном случае указывает на более эффективную работу сердца - за единицу времени новое сердце прокачивает больше крови. На практике это позволило модифицированной мыши пробежать вдвое больше, чем мышам без генетических мутаций.

Ученые приятно удивлены тем, что ген HEXIM1 оказался полезным для сердца. Они надеются, что его применение позволит одновременно решить две проблемы - вылечить от опасной разновидности рака и спасти от проблем с сердцем. Ген заставляет обычное сердце функционировать как сердце спортсмена - при этом безо всяких тренировок. Обычно лекарства от рака негативно сказываются на сердце, а тут можно не просто сохранить его функции, но даже улучшить работу.

Однако пока ученые не задались этическим вопросов: не будет ли их открытие использовано для махинаций в спорте? Спортсмены с помощью гена HEXIM1 могут улучшать свои способности без тренировок и получить благодаря этому преимущество перед соперниками. Своего рода натуральный допинг сделает спортсмена более выносливым, позволит ему без усталости преодолевать большие дистанции, выдерживать изнурительные тренировки - словом, оставаться в форме тогда, когда соперники уже будут чувствовать усталость. Возможно, еще рано бить тревогу, ведь новый метод лечения не прошел нужного количества испытаний и неизвестно, будет ли вообще в будущем применяться для лечения сердечных заболеваний. Тем не менее, нечестные спортсмены принимали и намного более опасные препараты, лишь бы одержать победу.

Не стоит забывать, что основное назначение HEXIM1 - подавление роста раковых клеток. Такие испытания ученые намерены начать уже в ближайшее время - мощные лекарства буду испытывать на больных раком людях.

<< Назад: Смарфоны против браконьеров 19.06.2013