Горячие источники Марса 02.12.2012

Гидротермальные изломы вокруг марсианских кратеров, возможно, были когда-то жилой средой для микробов. В новом совместном исследовании Университета Лестера и Открытого Университета, опубликованном на этой неделе в журнале Earth and Planetary Science Letters, доказывается, что вода на Марсе была достаточно теплой для поддержания жизни. Исследование устанавливает, что диапазон водной температуры на планете был от 50 до 150 градусов по Цельсию. Микробы на Земле способны жить в такой воде, например, в вулканических термальных источниках Йеллоустонского парка.

Работа ученых базировалась на детальном изучении метеоритов с Марса при помощи мощных микроскопов на кафедре физики и астрономии в Университете Лестера. За этим последовали работы по компьютерному моделированию, проведенные в Открытом Университете.

Ведущий автор исследования, доктор Джон Бриджес, говорит: "Одни из наиболее ценных, на мой взгляд, сведений, переданных нам марсоходами Spirit, Opportunity и Curiosity - это данные о воде, ее количестве и вероятной температуре. Но помимо их данных, у нас на Земле имеются метеориты с Марса. Наибольший интерес из них представляют нахлиты - названные по имени марсианского метеорита, найденного рядом с египетским городом Нахла. Метеориты из этой группы пронизаны мелкими "венами", заполненными минералами. А эти минералы образовались под воздействием воды у самой поверхности Марса".

Доктор Бриджес и его группа детально изучали нахлиты. Их известно всего восемь, и все они имеют хоть и небольшие, но существенные различия в составе минералов. Больше всего сведений ученым дал метеорит Лафайет - в его полостях была найдена самая полная и информативная подборка минералов. Тщательное исследование показало, что самым ранним веществом, образовавшимся вдоль стенок метеоритных "вен", был карбонат железа. Он образуется в воде, обогащенной CO2, при температуре около 150 градусов. Когда же вода охлаждалась до 50, то начинали формироваться глинистые минералы, которые переходили из кристаллической в аморфную фазу и имели тот же состав, что и глина.

Объединив данные из обоих университетов, исследователи определили свойства воды на Марсе. Первоначально она была около 150 градусов и содержала углекислый газ, образуя карбонаты, а затем охлаждалась до 50, образуя глины. Несмотря на то, что глины были обнаружены и орбитальными аппаратами на поверхности Красной Планеты, пространственное разрешение снимков было недостаточным для того, чтобы сделать определенные выводы. Пока ученые подробно не изучили нахлиты, не было известно, что карбонаты формируются первыми, а только вслед за ними глина при охлаждении воды.

<< Назад: Горючее из водорослей 03.12.2012