Чем больше пыли, тем теплее 17.11.2012

Пыль, которая регулярно поднимается над пустынями, вызывает локализованное потепление, намного более сильное, чем предполагали ученые. Это открытие сделали полевые исследователи НАСА, которые в апреле 2008 года разбили лагерь в Чжанъе, засушливой области между китайскими пустынями Такла-Макан и Гоби.

Лагерь ученых представлял собой два небольших жилых вагончика и комплекс оборудования для изучения аэрозолей - взвешенных в воздухе частиц. После развертывания лагеря ученые начали ждать благоприятных условий для измерений. К началу мая небо над лагерем потемнело, и специалисты НАСА смогли измерить поглощение и излучение тепла облаком пыли. Необходимо было узнать: охлаждает пыль локальный участок местности или нагревает, или и то, и другое. Анализ данных показал, что более половины охлаждающего эффекта пыли компенсируется ее согревающим эффектом. Это открытие, недавно опубликованное в Geophysical Research, Atmospheres, может рассказать о влиянии концентрации пыли и влаги на температуру поверхности планеты.

Пыль является лишь одним из многих аэрозолей, но весьма важным. Спутники транслируют на Землю изображения огромных облаков пыли, которые поднимаются над пустынями и движутся на расстояние в тысячи километров. Благодаря исследованию НАСА ученые теперь знают, что облака пыли эффективно поглощают длинноволновое инфракрасное излучение, то есть задерживают тепло, что вызывает локальный нагрев поверхности Земли под пылевым облаком.

По сравнению с аэрозолями, состоящими из микроскопических частиц, например, с дымом, крупные пылинки поглощают ИК-излучение намного лучше. При этом степень поглощения зависит от состава пыли, в частности, кремнезем и глина лучше, чем другие, поглощают длинноволновое излучение.

Измерения показали, что пылевые облака обеспечивают нагрев поверхности на уровне 2,3-20 Вт на квадратный метр. Это сравнимо с обычными облаками (30 Вт на кв. м) и существенно превосходит воздействие парниковых газов - около 2 Вт на квадратный метр. Хотя, надо отметить, потепление из-за парниковых газов происходит в глобальном масштабе, а пылевые облака влияют только на отдельные регионы.

<< Назад: Создан квантовый кристалл 18.11.2012