Викторина онлайн

© 2000-2021

В Антарктике обнаружены непобедимые бактерии 11.02.2012

В морской воде у берегов Антарктиды обнаружены бактерии, устойчивые почти ко всем антибиотикам.

Шведские исследователи из университета Уппсалы взяли образцы морской воды на расстоянии 100-300 метров от трех чилийских антарктических научно-исследовательских станций Bernardo O'Higgins, Arturo Prat и Fildes Bay. Четверть образцов содержала кишечные палочки, синтезирующие фермент бета-лактамазу расширенного спектра, способный нейтрализовать активность пенициллинов, цефалоспоринов и других бета-лактамных антибиотиков.

Эти соединения, основной элемент молекул которых представлен бета-лактамным кольцом, являются наиболее популярными на сегодняшний день препаратами для лечения бактериальных инфекций. Бактерии-носители гена бета-лактамазы расширенного спектра еще более опасны, чем знаменитый устойчивый к метициллину золотистый стафилококк. Дело в том, что ген бета-лактамазы входит в состав плазмид - мобильных генетических элементов, легко передающихся между бактериальными клетками, в том числе разных видов. Это значительно повышает риск вспышек устойчивых к лечению инфекционных заболеваний, таких как произошедшая летом 2011 года в Германии эпидемия кишечных инфекций, вызванная устойчивой к антибактериальным препаратам патогенной кишечной палочкой.

Обнаруженный в Антарктике вариант гена бета-лактамазы, известный как CTX-M, нередко встречается у бактерий, населяющих организм человека. Поэтому, скорее всего, устойчивые к антибиотикам кишечные палочки попали в воду в результате слива нечистот с исследовательских станций. В пользу этого предположения говорит и тот факт, что по мере приближения к станциям концентрация таких бактерий в воде увеличивается. Результаты недавнего исследования свидетельствуют о том, что бактерии могут сохранять ген CTX-M даже при отсутствии антибиотиков в среде обитания. Поэтому существует очень большая вероятность, что попавшие в дикую природу устойчивые микроорганизмы могут сохраняться в организмах животных, выступающих в данном случае в качестве резервуаров инфекции.

Исследователи установили, что пингвины, обитающие в непосредственной близости от антарктических научно-исследовательских станций, еще не инфицированы бактериями, продуцирующими бета-лактамазы расширенного спектра. В настоящее время они занимаются обследованием живущих на той же территории чаек. Примечательно, что чайки, населяющие побережье Франции уже замечены в носительстве устойчивых микроорганизмов.

Некоторые антарктические исследовательские станции уже начали вывозить нечистоты для обеззараживания. Однако специалисты бьют тревогу, так как обнаружение устойчивых к антибиотикам бактерий у берегов Антарктиды указывает на то, как далеко, как в прямом, так и в переносном смысле слова, зашла проблема.

<< Назад: Плащ-невидимка почти готов 11.02.2012