При использовании материалов сайта обязательна ссылка на http://www.diagram.com.ua

Гены и любовь к кофе 19.10.2014

Есть люди, которые дня не могут пожить без кофе, а есть такие, которые к нему вполне равнодушны или вообще терпеть не могут. Конечно, причина такой разницы вкусов может крыться в разном воспитании, разной культурной среде и т. д. - можно предположить, что если взрослые в семье все пьют кофе, то и дети привыкнут к нему, а там, глядишь, и полюбят. Но нет ли здесь еще и генетической подоплеки?

В журнале Molecular Psychiatry появилась статья, авторы которой - несколько десятков исследователей из разных научных центров - рассказывают про гены, от которых зависит любовь к кофе. Такой интерес к кофе со стороны ученых вполне понятен: с одной стороны, он один из самых популярных продуктов, с другой стороны, у кофе и кофеина есть множество интересных физиологических свойств. Известно, например, что потребление кофе снижает риск диабета второго типа, болезней печени и синдрома Паркинсона; есть подозрения, что кофе также влияет на вероятность онкологических и сердечнососудистых заболеваний, но как и в чем это влияние проявляется, пока не вполне ясно. Интриги в кофейные дела добавляет также и то, что не всегда понятно, на чей счет отнести тот или иной эффект: то ли причина в кофеине, то ли в каких-то других веществах, поскольку, как оказалось, декофеинизированный кофе тоже может оказывать благоприятное действие на физиологию.

Чтобы узнать, почему некоторые любят кофе, а некоторые - нет, Мэрилин Корнелис (Marilyn Cornelis) из Отделения здравоохранения Гарвардского университета (США) и ее коллеги проанализировали гены более чем 120 тысяч человек, европейцев и афроамериканцев. Они обнаружили в геноме восемь локусов, от которых зависела любовь к кофе; единичные нуклеотидные замены в них приводили к тому, что потребление кофе увеличивалось или уменьшалось.

Какие же гены соответствуют обнаруженным зонам "кофейной любви"? Во-первых, авторам работы удалось таким образом найти два новых гена, вовлеченных в метаболизм кофеина - POR и ABCG2. Модификации в них сильно влияли на количество потребляемого кофе. Другие два гена, от которых это зависит, BDNF и SLC6A4, связаны с работой мозга, а точнее, с работой центра удовольствия и системы подкрепления. Некоторые генетические модификации уменьшают синтез белка BDNF (или нейротрофического фактора мозга), и тогда человек становится равнодушен к кофе - очевидно, из-за того, что не получает от него удовольствия. С другой стороны, изменения в гене SLC6A4, от которого зависит транспорт нейромедиатора серотонина, повышают тягу к кофе.

Еще одна пара генов "любви или нелюбви к кофе" - GCKR и MLXIPL. Они не имеют отношения ни к метаболизму кофеина, ни к нейромедиаторам, но участвуют в обмене жиров и углеводов. Модификации в гене GCKR повышают чувствительность мозга к глюкозе, и, вероятно, тем самым влияя на тягу человека к популярному напитку. (Здесь, наверно, надо бы собрать больше сведений о том, чем отличаются любители кофе с сахаром и те, кто любит кофе в любом виде, хоть с сахаром хоть без.) Что же до гена MLXIPL, то в его случае приходится просто констатировать связь между ним и любовью к кофе - о механизме этой связи пока даже догадок никаких нет.

Конечно, на наше отношение к кофе должны влиять и вкусовые рецепторы (и их гены), но, как видим, дело не только и, возможно, не столько в них: любовь к кофе зависит не только от собственно вкусовых ощущений. Здесь можно вспомнить про похожую работу, вышедшую недавно в журнале Alcoholism: Clinical and Experimental Research - в ней исследователи из Университета штата Пенсильвания (США) сообщают, что любовь к алкоголю зависит от чувствительности к горькому. Пристрастие к выпивке происходит от множества причин, в том числе и от воздействия алкоголя на центры удовольствия, однако роль сугубо вкусовых ощущений здесь долго недооценивали. А между тем именно вкусовые впечатления от спиртного у разных людей могут разительно отличаться: для кого-то водка - это вкусно, для кого-то - невыносимая горечь. И понятно, почему Джон Хейз (John E. Hayes) и его коллеги сосредоточились в первую очередь на рецепторах горького вкуса.

У человека есть 25 генов для таких рецепторов, и, как оказалось, некоторые из них влияют на восприятие алкоголя на вкус. Например, если у человека было две копии гена TAS2R38 , он становился более чувствительным к горькому, тогда как присутствие гена TAS2R13, наоборот, уменьшало чувствительность к горечи. И, что самое главное, такие генетические вариации действительно влияли на вкусовые ощущения и на потребление алкоголя, подтверждение чему нашли как в статистике, так и в экспериментальных данных. Теперь осталось только понять, насколько вкусовые ощущения вносят вклад в появление алкогольной зависимости - то есть действительно ли у человека с ослабленным чувством горечи больше шансов "запить горькую", чем у того, кто к такому вкусу особенно чувствителен.

>> Следующая новость: Роботизированные поезда лондонского метро 19.10.2014