При использовании материалов сайта обязательна ссылка на http://www.diagram.com.ua

На далеких планетах найдена вода 06.12.2013

Космический телескоп Хаббл обнаружил слабые следы воды в атмосферах пяти экзопланет. Это дает надежду на то, что нам удастся обнаружить в глубинах космоса копию Земли, возможно даже обитаемую.

Ранее ученые уже сообщали о наличии воды в атмосферах нескольких экзопланет, но текущее исследование под руководством Л. Дрейка Деминга (L. Drake Deming) из Университета штата Мэриленд в Колледж-Парке - первое, в ходе которого точно измерили и сравнили сигнатуры водных паров нескольких миров.

Вода обнаружена на пяти экзопланетах: WASP-17b (1000 световых лет от Земли), HD209458b (150 световых лет), WASP-12b (871 световой год), WASP-19b (815 световых лет) и XO-1b (560 световых лет). Сигнатуры воды на этих планетах разнообразны, например WASP-17b, судя по всему, обладает толстой плотной атмосферой, а в атмосфере планеты HD209458b больше всего воды. Планеты находятся на большом расстоянии от Земли, так что обнаружение воды в их атмосфере является большим достижением.

Чтобы обнаружить воду, ученые использовали широкоугольную камеру космического телескопа Хаббл для изучения поглощения света атмосферой планеты. Наблюдения проводились в диапазоне инфракрасных волн, где проще всего обнаружить сигнатуру воды. Характеристики сигнатур, по словам ученых, дают уверенность, что вода в атмосферах 5 экзопланет действительно есть.

Водные сигнатуры были слабее, чем ожидалось, и ученые подозревают, что причина этому - слой тумана или пылевое "одеяло", которое окутывает каждую из пяти планет. Этот туман может уменьшить интенсивность всех сигналов из атмосферы, но в то же время он изменяет характеристики сигнатуры воды и позволяет получить дополнительные сведения об атмосфере далекой планеты.

К сожалению, все пять экзопланет, в атмосфере которых нашли пары воды, наверняка необитаемы - это горячие юпитеры, большие раскаленные планеты, где жизнь вряд ли могла появиться и выжить. Тем не менее, текущее исследование, вместе с другими наблюдениями Хаббла, показывает, что облачная или туманная атмосфера может быть довольно распространенным явлением среди горячих планет-гигантов. Кроме того, ученые совершенствуют методики изучения атмосфер далеких планет, и с появлением новых оптических инструментов станут возможными аналогичные исследования меньших планет, в том числе и схожих по массе с Землей, находящихся в обитаемой зоне.

>> Следующая новость: PocketBook CAD Reader с дисплеем E Ink Fina 07.12.2013