При использовании материалов сайта обязательна ссылка на http://www.diagram.com.ua

Антибиотики замедляют старение 01.06.2013

Ученые из Федеральной политехнической школы Лозанны обнаружили группу генов, которые имеют существенное влияние на продолжительность жизни, причем управлять этим процессом можно с помощью доступных препаратов, в частности антибиотиков. Швейцарские ученые первыми обнаружили механизм, действующий внутри митохондрий и значительно замедляющий процесс старения, по крайней мере в лаборатории и на модельных организмах - червях нематодах и мышах. Оказывается, введение антибиотиков молодым особям может значительно продлять жизнь животных, а возможно и человека.

Почему в однородной популяции одного и того же вида, некоторые люди живут в три раза дольше, чем другие? Этот вопрос ставил в тупик ученых на протяжении столетий. Швейцарские ученые полагают, что нашли на него ответ. Раскрыт механизм, нарушение которого с помощью антибиотиков увеличивает продолжительность жизни нематод в 1,6 раза. Судя по всему, тот же механизм добавляет мышам (обычно живущим 365-900 дней) дополнительные 250 дней жизни.

Механизм работает внутри митохондрий, органелл, которые преобразуют питательные вещества в белки и АТФ, используемую в качестве источника энергии для мышц. Ученые проанализировали геном мышей с разной продолжительностью жизни и обнаружили группу из трех генов расположенных на хромосоме номер два, которая до сих пор не рассматривалась как цель для поиска важных факторов старения. Однако измерения показали: 50%-ное снижение экспрессии этих трех генов, и, следовательно, количества белков, которые они кодируют, прибавляет мышам 250 "лишних" дней жизни.

Затем ученые проверили свое открытие на нематодах: сокращение производства тех же белков также продлило жизнь: на 60% (с обычных 19 до более чем 30 дней). В целом исследование показало, что наличие митохондриальных рибосомных белков (MRP) обратно пропорционально продолжительности жизни. Снизить количество этих белков можно с помощью доступных препаратов, например, антибиотиков. К сожалению, продлить жизнь таким способом можно только молодым особям: аналогичная терапия на взрослых особей не действует.

Открытие швейцарских ученых обещает блестящие перспективы в плане продления жизни. Новый механизм прост и не только увеличивает время жизни, но и позволяет длительное время поддерживать здоровье. Так, нематоды, которые подверглись лечению, находились в превосходной форме гораздо дольше своих собратьев и обладали повышенными выносливостью и силой мышц.

Ученые считают, что обнаруженный ими механизм работает и у других млекопитающих, включая людей. Правда, для создания соответствующей терапии, продляющей здоровую жизнь, требуются весьма сложные и продолжительные исследования. Во-первых, терапию нужно проводить в строго конкретный период развития молодого организма, и это период для людей еще не определен, а во-вторых, для получения результатов проведенной на людях терапии придется собирать статистику длиной в жизнь подопытных. Но, скорее всего, желающих принять участие в подобном эксперименте будет достаточно.

>> Следующая новость: Мобильный роутер с экраном на электронных чернилах 31.05.2013