При использовании материалов сайта обязательна ссылка на http://www.diagram.com.ua

Обнаружен двойник Солнечной системы 05.08.2012

Вокруг звезды Kepler-30, обследованной космическим телескопом "Кеплер" в январе этого года и расположенной в 10 тыс. световых лет от Солнца, астрономы из Массачусетского технологического института обнаружили систему из трех планет, которые ведут себя точно так же, как и планеты Солнечной системы - их орбиты находятся в одной плоскости и все они движутся в одну сторону, в соответствии с направлением вращения самой звезды.

Это открытие подтверждает правильность ведущей теории формирования планет, согласно которой планеты образуются внутри газопылевого диска, вращающегося вокруг новорожденной звезды. Исследователи, впрочем, добавляют, что они надеются впоследствии обнаружить отклонения от этого правила, вызванные гравитационным взаимодействием планет.

Все три мира, из которых состоит эта планетная система, - Kepler-30b, Kepler-30c и Kepler-30d - намного больше Земли, причем две из них массивней Юпитера. Одна из них, массой в четыре Земли, делает оборот вокруг звезды за 29 суток; у более крупных планет год составляет соответственно 60 и 143 суток. Вращение звезды астрономы зарегистрировали благодаря возникшему на ней большому пятну, подобному тем, какие возникают на Солнце. По движению этого пятна они вычислили период и направление ее вращения, которое совпало с направлением движения планет.

Правило орбитальной согласованности планет выполняется далеко не всегда. Известны "горячие юпитеры", движущиеся наклонно к плоскости вращения звезды, а иногда даже и в другую сторону (т.н. ретроградные орбиты). Обнаруживались планеты с почти таким же и даже таким же количеством планет, как у Солнца, однако у них такой организованности в движении вокруг звезды не обнаруживалось.

Такое поведение планет связано все с тем же динамическим гравитационным взаимодействием крупных тел, нарушающих идиллию стройного движения в ряд. Однако ученые считают, что подобные отклонения накапливаются со временем, а первоначально все планеты движутся строго внутри аккреционного диска и вместе с ним вращаются вокруг своей звезды.

Несмотря на то, что это первая планетная система, по упорядоченности похожая на Солнечную, ученые утверждают, что таких систем в Галактике очень много. По их словам, у них на примете около десяти подобных планетных систем, и просто требуется время, чтобы изучить их. Астрономы уверены, что со временем таких систем будет обнаружено намного больше.

>> Следующая новость: Сверхбыстрый интернет от Google 04.08.2012