© 2000-2019

При использовании материалов сайта обязательна ссылка на http://www.diagram.com.ua

В старении интеллекта виновата генетика 27.01.2012

Группа шотландских психологов и австралийских генетиков опубликовала в последнем номере журнала Nature статью, из которой следует, что от наших генов, по крайней мере, частично зависит скорость возрастных изменений, происходящих с нашими когнитивными способностями, иначе говоря, с интеллектом. Главная изюминка проведенного ими исследования сводится к тому, что ученым впервые удалось сравнить интеллект пожилых людей с тем, каким он был у них в детстве.

Особенности стабильности интеллекта и его старения давно интересуют ученых. Имеется множество работ, анализирующих эту характеристику для разных возрастных групп, однако по понятным причинам им не удавалось получить статистически значимый массив данных о том, как у одних и тех же людей меняется интеллект на протяжении всей их жизни. В 1998-м году профессор Ян Дири из Эдинбургского Университета вместе с коллегами обнаружил рассекреченные незадолго до того данные о широкомасштабных исследованиях об интеллектуальном уровне одиннадцатилетних подростков, проведенных в Шотландии в 1932-м и 1947-м годах. Ученым удалось отыскать почти две тысячи из тех, кто принимал участие в исследовании, и обследовать их еще раз. Сравнив архивные данные с новыми результатами, ученые обнаружили весьма сильную корреляцию между интеллектуальным уровнем пожилых людей с тем, каким он был у них в детстве. Однако эта зависимость оказалась далеко не полной, поскольку у одних людей этот показатель на протяжении всей их жизни менялся незначительно, у других - резко.

Это очень тонкая материя - интеллект. Его состояние зависит от множества причин, как внешних, так и внутренних. На него влияют состояние здоровья, уровень материального благополучия, профессиональная принадлежность, успешность карьеры, наследственность и т.д. и т.п. Поскольку в данном случае ученых интересовала именно наследственность, они провели для всей группы обследованных генетический анализ, в ходе которого для каждого генома они отследили и сравнили между собой индивидуальные различия, так называемые SNP - однонуклеотидые полиморфизмы. В каждой ДНК они обнаружили до полумиллиона таких вариаций. По словам исследователей, сравнение двух тысяч геномов не позволяет сделать статистически значимые выводы о том, какие именно из этих SNP определяют скорость старения интеллекта, однако дает им право с уверенностью утверждать, что среди многих других причин, влияющих на эту характеристику, генетика является одной из главных - ее влияние исследователи оценили в 25%.

Чтобы "указать пальцем" на гены, виновные в быстром старении интеллекта, ученым понадобятся более широкие массивы данных. Сейчас они стараются добраться до них, получив доступ к аналогичным исследованиям в рамках всей Великобритании, а не только Шотландии.

Следующая новость: Самое грязное море в мире 28.01.2012