Menu English Ukrainian russian Home

Free technical library for hobbyists and professionals Free technical library


ENCYCLOPEDIA OF RADIO ELECTRONICS AND ELECTRICAL ENGINEERING
Free library / Schemes of radio-electronic and electrical devices

Refinement of the automotive voltage regulator 59.3702-01. Encyclopedia of radio electronics and electrical engineering

Free technical library

Encyclopedia of radio electronics and electrical engineering / Automobile. Electronic devices

Comments on the article Comments on the article

The proposed improvements in the regulator provide increased stability of the output voltage of the automobile generator when the current of its load and the engine operating mode change.

Modern cars have complex and multifunctional electrical equipment, the reliable operation of which ensures the operability of the vehicle and the safety of its operation.

The reliability of electrical equipment largely depends on the stability of the voltage in the on-board network. Ensuring the stability of this voltage is a difficult task, especially in transient conditions, when the generator speed and its load current change dramatically.

Together with the voltage regulator, which maintains its constancy, the generator forms an automatic control system. Under certain conditions, such a system may lose stability, which manifests itself in the form of sharp fluctuations in the output voltage of the generator and the charging current of the battery. Therefore, it is very important to ensure the stability of the control system under all operating conditions.

The most widely used today are electronic controllers operating in a relay self-oscillating mode. Such a regulator, when the generator output voltage exceeds a given upper threshold, disconnects its excitation winding from the onboard network. The current in the winding begins to decrease, which leads to a decrease in the generated voltage. As soon as it becomes less than the lower threshold, the excitation winding is reconnected to the onboard network and the current in it, and with it the output voltage of the generator, increase. Thus, the generator voltage fluctuates all the time, but its average value is kept stable.

Regulators with "forced" PWM are more perfect. Due to the increased switching frequency of the excitation winding, the voltage of the generator in the steady state is practically unchanged, although oscillations can still occur in transient modes.

Such regulators (one of them is described in the article by E. Tyshkevich "SHI voltage regulator". - Radio, 1984, No. 6, pp. 27, 28) are not widely used, probably due to the fact that their parameters are not much better than conventional self-oscillating. Although they are mass-produced, they are difficult to find in stores. Sellers either do not know anything about such regulators, or claim that they are not in demand.

When operating a car, an important role is played by such a parameter as the load capacity of the generator at low engine speeds. It determines the minimum engine speed at which the battery is charged. Electronic voltage regulators most often lose stability precisely in situations where the rotational speed is low and the load current is high.

This feature is well known to motorists, some of whom are replacing electronic regulators with obsolete contact-vibration ones, which are more reliable in this respect. But along with increased stability, they get the disadvantages inherent in this type of regulators. Many motorists replace the standard battery with another one with an increased capacity, as they believe that this improves the stability of the electronic regulators.

Unfortunately, fluctuations in the output voltage of the generator are not taken to be eliminated in car services.

At the same time, their employees claim that there is no malfunction, since the battery is still charging, although both the charging current and the generator voltage pulsate.

Given all of the above, the author tried to increase the stability of the standard electronic voltage regulator 59.3702-01. On fig. 1 shows its circuit after the first version of refinement, which was reduced to installing an additional circuit from the resistor R8 and the capacitor C2, highlighted in the figure in color. The imported S1M diode can be replaced with a domestic one from the KD202 or KD209 series.

Refinement of the automotive voltage regulator 59.3702-01
Fig. 1

The principle of operation of the regulator remains the same. As the voltage in the on-board network, applied to the output "15" of the regulator, increases, the base potential of the transistor VT1 relative to its emitter becomes more negative, and at a certain value of this voltage (set by jumpers S1-S3), the transistor opens. As a result, transistors VT2 and VT3 are closed, breaking the power supply circuit of the excitation winding of the generator connected between the terminal "67" of the regulator and the common wire. But the current in a winding with a significant inductance cannot stop instantly. It continues to flow through the opened VD2 diode, gradually decreasing. Together with the excitation current, the voltage supplied by the generator to the onboard network also decreases. After some time, the transistor VT1 closes, and VT2 and VT3 open, which leads to an increase in current in the excitation winding of the generator and an increase in voltage. The described process is periodically repeated, and the average value of the generator voltage is maintained unchanged. The R7C3 circuit speeds up the process of switching transistors VT1 -VT3.

With an increase in the voltage in the on-board network, caused, for example, by turning off a powerful load or increasing the engine speed, the newly installed capacitor C2 is charged, and the charging current, part of which flows through the base circuit of the transistor VT1, is proportional to the rate of voltage rise. As a result, VT1 opens, and transistors VT2 and VT3 close earlier than it was without a capacitor. The current decay in the excitation winding also starts earlier, which greatly slows down or completely eliminates the increase in voltage caused by an external factor. A similar process occurs with a rapid decrease in voltage. The resulting oscillations are damped, and their amplitude is significantly reduced. With slow voltage changes, the current through the capacitor C2 is small and practically does not affect the operation of the regulator in the steady state, as well as the accuracy of stabilizing the average voltage value.

To check the stability of the voltage stabilization system, when the engine and generator are running, turn on and off a powerful consumer, such as headlights, by monitoring the battery current with an ammeter. In this case, the ammeter needle after the initial maximum deviation from the steady state (it is associated with the inertia of the generator and is inevitable even with an ideal regulator) should return to the old one or come to a new steady state monotonously, without any fluctuations.

It is possible to regulate the dynamic characteristics of the system within certain limits by selecting the capacitance of the capacitor C2 and the resistance of the resistor R8 connected in series with it. The minimum duration of the transient is usually achieved with a capacitance of the capacitor C2 slightly larger than that at which oscillations occur. A further increase in capacity leads to a strong slowdown in the response of the system to changing external conditions.

It should be noted that for the regulator with the described modification, the moment of its initial connection to the on-board network is very dangerous. Capacitor C2 is completely discharged at this time. Its charging current may well reach a dangerous value for transistors and disable it. Therefore, you should not significantly reduce the value of the resistor R8 or completely eliminate it.

Although in the practice of the author of the failures of the modified regulator for the described reason did not happen, it is recommended to take measures to limit the current flowing through the base of the transistor VT1, for example, to include an additional resistor in the open circuit connecting the base to the connection point of resistors R6-R8, capacitor C1 and zener diode VD1 . Its value should be chosen as maximum, which does not noticeably worsen the operation of the regulator without capacitor C2.

It is known that in order to increase the service life of the battery, the voltage in the on-board network must increase with decreasing temperature. Therefore, in practice, seasonal voltage adjustment is performed. In the regulator 59.3702-01, jumpers S1-S3, closing the resistors R1-R3, the average voltage of the generator can be changed within 13,8 ... 14,6 V. When the jumpers are removed, it decreases. Resistors R1-R3 can be replaced with one trimmer, which will allow you to smoothly adjust the generator voltage.

The purpose of the LEDs HL1 and HL2 has not changed after the revision. They allow you to evaluate the performance of the control system. With the ignition on and the engine off, only the HL2 LED should light up, indicating that voltage is applied to the excitation winding of the generator. The glow of the HL1 LED when the engine is not running means that the regulator is faulty. When the engine is running, both LEDs light up. Reducing the frequency of its rotation or increasing the load on the on-board network leads to the fact that the brightness of the HL2 LED increases, and HL1 decreases. With an increase in speed or a decrease in load, the brightness changes in the opposite direction.

The regulator before and after the described refinement was tested on an old car with an old battery. It was noticed that on this car, due to the oxidation of the contacts, the resistance of the electrical wiring increased noticeably, and the internal resistance of the battery increased. Both of these factors lead to a decrease in the stability of the voltage regulation system.

With an unfinished regulator 59.3702-01, the ammeter needle, included in the break in the wire connecting the positive terminal of the battery to the car's on-board network, usually fluctuated with a swing of 5.10 A. Immediately after starting the engine, the swing often exceeded 10 A, headlights began to flash. When driving for a long time at high speed, the swing sometimes became less than 5 A, but this happened infrequently.

After the refinement of the regulator discussed above, the ammeter needle never fluctuated with a swing of more than 0,5.1 A. After starting the engine, the headlights on never blinked. When driving for a long time at high speed, the range of oscillation of the arrow usually decreased so much that it was difficult to notice them.

With further refinement, resistor R7 and capacitor C3 were removed from the controller under consideration, and a node was inserted between the base of transistor VT2 and the connection point of the collector of transistor VT1 with capacitor C1 and resistor R9, the circuit of which is shown in Fig. 2. In the diagram shown in fig. 1, the locations of circuit breaks are shown as crosses. Numbering of elements in fig. 2 continues what was started in Fig. 1.

Refinement of the automotive voltage regulator 59.3702-01
Fig. 2

An exponential pulse generator on logic elements DD1.1 and DD1.3 and a threshold device on element DD1.2 with a pulse amplifier on a transistor VT4 are added to the controller. Chip DD1 is powered by a voltage of 5 V from the integral stabilizer DA1.

After completion, the transistor VT1 serves as an amplifier of the mismatch signal. The voltage on its load - resistor R9 - linearly depends on the difference between the current and nominal voltage values ​​in the on-board network. This voltage with the help of resistors R13 and R14 is added to the pulses of the generator. The amount is fed to the input of the threshold device. As a result, pulses are formed at its output, the duration of which depends on the deviation of the voltage in the on-board network from the nominal value, and the repetition rate is constant (about 2 kHz). Through the amplifier on the transistor VT4, they enter the base of the transistor VT2 and control the voltage on the excitation winding of the generator.

Refinement of the automotive voltage regulator 59.3702-01
Fig. 3

The view of the modified regulator with the cover removed is shown in fig. 3. Additional parts are added to it by surface mounting. After installing this regulator on the car, the ammeter needle never fluctuated with a swing of more than 0,5 A. It can be assumed that with a low transient resistance of the electrical wiring contacts and with a new battery, the current fluctuations will be even less.

Author: A. Sergeev

See other articles Section Automobile. Electronic devices.

Read and write useful comments on this article.

<< Back

Latest news of science and technology, new electronics:

Improving the efficiency of PbS quantum dot solar cells 14.06.2024

The latest solar technology research represents a significant breakthrough in improving the efficiency of PbS quantum dot solar cells. This method, based on the use of pulsed light, offers promise for simplifying the production and expanding the applications of these cells. A research team from the Daegu Gyeongbuk Institute of Science and Technology has developed an innovative method that uses pulsed light to improve the electrical conductivity of PbS solar cells. This method can significantly reduce the processing time required to achieve similar results. PbS quantum dot solar cells have significant potential in solar technology due to their photovoltaic properties. However, the formation of defects on their surface can reduce their performance. The new method helps suppress defect formation and improve electrical conductivity. Using strong light to complete the process ... >>

Magnetic Power Bank 5000mAh 14.06.2024

Huawei introduces a convenient and multifunctional charger to the market - Huawei SuperCharge All-in-One Magnetic Power Bank. This magnetic battery allows you to quickly and conveniently charge your Huawei phone anywhere, anytime. With a thickness of just 11,26 mm and a weight of 141 grams, this portable power bank fits easily into a pocket or bag, making it ideal for travel and everyday use. Despite its compact size, this battery provides enough power to charge your phone on the go. The new product supports wired charging with a power of 25 W and wireless charging up to 15 W (and up to 30 W when connected to an adapter), providing fast charging for both the power bank itself and other devices. The battery is compatible with various fast charging protocols such as SCP, UFCS and PD, making it ideal for a wide range of devices. The power bank is also compatible with Huawei phones that support wireless charging. ... >>

Changes in a father's brain after the birth of a child 13.06.2024

A recent study conducted by scientists from the Hefei Institute of Physical Sciences of the Chinese Academy of Sciences found interesting changes in the brains of men after becoming fathers. These changes were associated with involvement in child care, sleep problems, and mental health symptoms. Scientists found that men who became fathers experienced a loss of brain volume after giving birth. This volume loss was associated with greater involvement in parenting, sleep problems, and mental health symptoms. Researchers have found significant changes in men's brains between the prenatal and postnatal periods. In particular, there was a loss of gray matter volume, especially in parts of the brain responsible for higher functions such as language, memory, problem solving and decision making. Men who paid more attention to their children and spent more time with them lost more gray matter in their brains. This also affected their mental health ... >>

Random news from the Archive

TR2015x LED Display 29.03.2006

TR2015X LED display from TOSHIBA ELECTRONIC COMPONENTS, INC. has a high brightness of 5000 cd per m2, dimensions 480x480 mm, weight 12,5 kg.

Can be used to display information in public places.

Other interesting news:

▪ Alcohol instead of gasoline

▪ Maritime law in doubt

▪ Cold computer memory

▪ UAV flight duration record

▪ The smallest boat

News feed of science and technology, new electronics

 

Interesting materials of the Free Technical Library:

▪ website section Television. Article selection

▪ article We willingly give what we ourselves do not need. Popular expression

▪ article Who Invented the Microscope? Detailed answer

▪ article Tsaregradsky horns. Legends, cultivation, methods of application

▪ article Cooler production. Simple recipes and tips

▪ article Starch paste. Chemical experience

Leave your comment on this article:

Name:


Email (optional):


A comment:





All languages ​​of this page

Home page | Library | Articles | Website map | Site Reviews

www.diagram.com.ua

www.diagram.com.ua
2000-2024

www.diagram.com.ua
www.diagram.com.ua
Русский: Русская версия English: English version
Translate it!
Поиск по сайту

+ Поиск по журналам
+ Поиск по статьям сайта
+ Поиск по схемам СССР
+ Поиск по Библиотеке

Бесплатная техническая библиотека:
Все статьи А-Я
Энциклопедия радиоэлектроники и электротехники
Новости науки и техники
Журналы, книги, сборники
Архив статей и поиск
Схемы, сервис-мануалы
Электронные справочники
Инструкции по эксплуатации
Голосования
Ваши истории из жизни
На досуге
Отзывы о сайте

Энциклопедия радиоэлектроники и электротехники бесплатно:
Автомобиль
Автомобильные электронные устройства
Аккумуляторы, зарядные устройства
Акустические системы
Альтернативные источники энергии
Антенны
Антенны КВ
Антенны телевизионные
Антенны УКВ
Антенные усилители
Аудио и видеонаблюдение
Аудиотехника
Блоки питания
Бытовая электроника
Бытовые электроприборы
Видеотехника
ВЧ усилители мощности
Галогенные лампы
Генераторы, гетеродины
Гирлянды
Гражданская радиосвязь
Детекторы напряженности поля
Дозиметры
Дом, приусадебное хозяйство, хобби
Зажигание автомобиля
Заземление и зануление
Зарядные устройства, аккумуляторы, батарейки
Защита электроаппаратуры
Звонки и аудио-имитаторы
Измерения, настройка, согласование антенн
Измерительная техника
Индикаторы, датчики, детекторы
Инструмент электрика
Инфракрасная техника
Кварцевые фильтры
Компьютерные интерфейсы
Компьютерные устройства
Компьютерный модинг
Компьютеры
Личная безопасность
Люминесцентные лампы
Медицина
Металлоискатели
Микроконтроллеры
Микрофоны, радиомикрофоны
Мобильная связь
Модернизация радиостанций
Модуляторы
Молниезащита
Музыканту
Начинающему радиолюбителю
Ограничители сигнала, компрессоры
Освещение
Освещение. Схемы управления
Охрана и безопасность
Охрана и сигнализация автомобиля
Охрана и сигнализация через мобильную связь
Охранные устройства и сигнализация объектов
Переговорные устройства
Передатчики
Передача данных
Предварительные усилители
Преобразователи напряжения, выпрямители, инверторы
Применение микросхем
Пускорегулирующие аппараты люминесцентных ламп
Работа с CAD-программами
Радиолюбительские расчеты
Радиолюбителю-конструктору
Радиоприем
Радиостанции портативные
Радиостанции, трансиверы
Радиоуправление
Разная бытовая электроника
Разные компьютерные устройства
Разные узлы радиолюбительской техники
Разные устройства гражданской радиосвязи
Разные электронные устройства
Разные электроустройства
Регуляторы мощности, термометры, термостабилизаторы
Регуляторы тембра, громкости
Регуляторы тока, напряжения, мощности
Сварочное оборудование
Светодиоды
Синтезаторы частоты
Смесители, преобразователи частоты
Спидометры и тахометры
Справочник электрика
Справочные материалы
Стабилизаторы напряжения
Студенту на заметку
Телевидение
Телефония
Теория антенн
Техника QRP
Технологии радиолюбителя
Технология антенн
Трансвертеры
Узлы радиолюбительской техники
Усилители мощности
Усилители мощности автомобильные
Усилители мощности ламповые
Усилители мощности транзисторные
Усилители низкой частоты
Устройства защитного отключения
Фильтры и согласующие устройства
Цветомузыкальные установки
Цифровая техника
Часы, таймеры, реле, коммутаторы нагрузки
Электрику
Электрику. ПТЭ
Электрику. ПУЭ
Электрические схемы автомобилей
Электрические счетчики
Электричество для начинающих
Электробезопасность, пожаробезопасность
Электродвигатели
Электромонтажные работы
Электронный впрыск топлива
Электропитание
Электроснабжение
Электротехнические материалы

Статьи бесплатно:
Батарейки и аккумуляторы
Большая энциклопедия для детей и взрослых
Биографии великих ученых
Важнейшие научные открытия
Детская научная лаборатория
Должностные инструкции
Домашняя мастерская
Жизнь замечательных физиков
Заводские технологии на дому - простые рецепты
Загадки, ребусы, вопросы с подвохом
Инструменты и механизмы для сельского хозяйства
Искусство аудио
Искусство видео
История техники, технологии, предметов вокруг нас
И тут появился изобретатель
Конспекты лекций, шпаргалки
Крылатые слова, фразеологизмы
Личный транспорт: наземный, водный, воздушный
Любителям путешествовать - советы туристу
Мобильные телефоны
Моделирование
Опыты по физике
Опыты по химии
Нормативная документация по охране труда
Основы безопасной жизнедеятельности (ОБЖД)
Основы первой медицинской помощи (ОПМП)
Охрана труда
Параметры, аналоги, маркировка радиодеталей
Радио - начинающим
Секреты ремонта
Советы радиолюбителям
Строителю, домашнему мастеру
Справочная информация
Типовые инструкции по охране труда (ТОИ)
Чудеса природы. Увлекательное путешествие вокруг земного шара
Шпионские штучки
Электрик в доме
Эффектные фокусы и их разгадки

Документация бесплатно:
Схемы и сервис-мануалы
Книги, журналы, сборники
Справочники
Параметры радиодеталей
Прошивки
Инструкции по эксплуатации

Бесплатный архив статей
(150000 статей в Архиве)

Алфавитный указатель статей в книгах и журналах

Бонусы:
Ваши истории
Загадки для взрослых и детей
Знаете ли Вы, что...
Зрительные иллюзии
Веселые задачки
Каталог Вивасан
Палиндромы
Сборка кубика Рубика
Форумы
Карта сайта

ДИАГРАММА
© 2000-2019

Дизайн и поддержка:
Александр Кузнецов

Техническое обеспечение:
Михаил Булах

Программирование:
Данил Мончукин

Маркетинг:
Татьяна Анастасьева

Перевод:
Наталья Кузнецова

Контакты

При использовании материалов сайта обязательна ссылка на http://www.diagram.com.ua

сделано в Украине
сделано в Украине

Диаграмма. Бесплатная техническая библиотека

 

Бесплатная техническая библиотека Бесплатная техническая библиотека, Энциклопедия радиоэлектроники и электротехники

Доработка автомобильного регулятора напряжения 59.3702-01

Энциклопедия радиоэлектроники и электротехники / Автомобиль. Электронные устройства

Комментарии к статье Комментарии к статье

Предлагаемые усовершенствования регулятора обеспечивают повышенную стабильность выходного напряжения автомобильного генератора при изменении тока его нагрузки и режима работы двигателя.

Современные автомобили имеют сложное и многофункциональное электрооборудование, надежная работа которого обеспечивает работоспособность транспортного средства и безопасность его эксплуатации.

Надежность электрооборудования во многом зависит от стабильности напряжения в бортовой сети. Обеспечение неизменности этого напряжения - сложная задача, особенно на переходных режимах, когда частота вращения генератора и ток его нагрузки резко изменяются.

Вместе с регулятором напряжения, поддерживающим его постоянство, генератор образует систему автоматического регулирования. При определенных условиях такая система может терять устойчивость, что проявляется в виде резких колебаний выходного напряжения генератора и зарядного тока аккумуляторной батареи. Поэтому очень важно обеспечить устойчивость системы регулирования во всех условиях эксплуатации.

Наиболее широкое распространение сегодня получили электронные регуляторы, работающие в релейном автоколебательном режиме. Такой регулятор при превышении выходным напряжением генератора заданного верхнего порога отключает его обмотку возбуждения от бортсети. Ток в обмотке начинает спадать, что приводит к уменьшению генерируемого напряжения. Как только оно становится меньше нижнего порога, обмотка возбуждения вновь подключается к бортсети и ток в ней, а с ним и выходное напряжение генератора нарастают. Таким образом, напряжение генератора все время колеблется, но его среднее значение поддерживается стабильным.

Регуляторы с "принудительной" ШИМ более совершенны. За счет повышенной частоты коммутации обмотки возбуждения напряжение генератора в установившемся режиме практически неизменно, хотя в переходных режимах колебания все же могут возникать.

Такие регуляторы (один из них описан в статье Е. Тышкевича "ШИ регулятор напряжения". - Радио, 1984, № 6, с. 27, 28) не получили широкого распространения, вероятно, из-за того, что их параметры не намного лучше, чем обычных автоколебательных. Хотя они и выпускаются серийно, в магазинах их найти трудно. Продавцы либо вообще ничего не знают о таких регуляторах, либо утверждают, что они не пользуются спросом.

При эксплуатации автомобиля важную роль имеет такой параметр, как нагрузочная способность генератора при малых оборотах двигателя. От нее зависит минимальная частота вращения вала двигателя, при которой обеспечивается зарядка батареи. Электронные регуляторы напряжения чаще всего теряют устойчивость именно в ситуациях, когда частота вращения мала, а ток нагрузки велик.

Эта их особенность хорошо известна автомобилистам, некоторые из которых заменяют электронные регуляторы устаревшими контактно-вибрационными, которые в этом отношении более надежны. Но вместе с повышенной устойчивостью они получают недостатки, свойственные этому типу регуляторов. Многие автомобилисты заменяют штатную аккумуляторную батарею другой, имеющей повышенную емкость, так как считают, что это улучшает устойчивость работы электронных регуляторов.

К сожалению, колебания выходного напряжения генератора не берутся устранять в автосервисах.

При этом их работники утверждают, что никакой неисправности нет, поскольку аккумуляторная батарея все-таки заряжается, хотя и зарядный ток, и напряжение генератора пульсируют.

Учитывая все сказанное, автор попытался повысить устойчивость работы стандартного электронного регулятора напряжения 59.3702-01. На рис. 1 изображена его схема после первого варианта доработки, которая свелась к установке дополнительной цепи из резистора R8 и конденсатора C2, выделенной на рисунке цветом. Импортный диод S1M можно заменить отечественным из серии КД202 или КД209.

Доработка автомобильного регулятора напряжения 59.3702-01
Рис. 1

Принцип работы регулятора остался прежним. По мере увеличения напряжения в бортсети, поданного на вывод "15" регулятора, потенциал базы транзистора VT1 относительно его эмиттера становится более отрицательным и при некотором значении этого напряжения (заданном перемычками S1-S3) транзистор открывается. В результате закрываются транзисторы VT2 и VT3, разрывающие цепь питания обмотки возбуждения генератора, подключенной между выводом "67" регулятора и общим проводом. Но ток в обладающей значительной индуктивностью обмотке не может прекратиться мгновенно. Он продолжает течь через открывшийся диод VD2, постепенно спадая. Вместе с током возбуждения спадает и напряжение, отдаваемое генератором в бортсеть. Через некоторое время транзистор VT1 закрывается, а VT2 и VT3 открываются, что приводит к нарастанию тока в обмотке возбуждения генератора и увеличению напряжения. Описанный процесс периодически повторяется, и среднее значение напряжения генератора поддерживается неизменным. Цепь R7C3 ускоряет процесс переключения транзисторов VT1 -VT3.

При увеличении напряжения в бортсети, вызванном, например, отключением мощной нагрузки или увеличением частоты вращения двигателя, вновь установленный конденсатор C2 заряжается, причем зарядный ток, часть которого протекает через базовую цепь транзистора VT1, пропорционален скорости нарастания напряжения. В результате VT1 открывается, а транзисторы VT2 и VT3 закрываются раньше, чем это было без конденсатора. Спад тока в обмотке возбуждения также начинается раньше, что в значительной мере замедляет или вовсе устраняет увеличение напряжения, вызванное внешним фактором. Подобный процесс происходит и при быстром снижении напряжения. Возникающие колебания демпфируются, и их размах значительно уменьшается. При медленных изменениях напряжения ток через конденсатор C2 мал и практически не влияет на работу регулятора в установившемся режиме, а также на точность стабилизации среднего значения напряжения.

Для проверки устойчивости системы стабилизации напряжения можно при работающем двигателе и генераторе включать и выключать мощный потребитель, например фары, контролируя амперметром ток аккумуляторной батареи. При этом стрелка амперметра после первичного максимального отклонения от установившегося положения (оно связано с инерционностью генератора и неизбежно даже при идеальном регуляторе) должна возвращаться к старому или приходить к новому установившемуся положению монотонно, без каких-либо колебаний.

Можно в некоторых пределах регулировать динамические характеристики системы, подбирая емкость конденсатора C2 и сопротивление включенного с ним последовательно резистора R8. Минимальная длительность переходного процесса обычно достигается при емкости конденсатора C2, немного большей той, при которой возникают колебания. Дальнейшее увеличение емкости приводит к сильному замедлению реакции системы на изменяющиеся внешние условия.

Следует обратить внимание, что для регулятора с описанной доработкой очень опасен момент его первичного подключения к бортсети. Конденсатор C2 в это время полностью разряжен. Его зарядный ток вполне может достичь опасного для транзисторами значения и вывести его из строя. Поэтому не следует значительно уменьшать номинал резистора R8 или вовсе исключать его.

Хотя в практике автора отказов доработанного регулятора по описанной причине не случалось, рекомендуется принять меры по ограничению тока, текущего через базу транзистора VT1, например, включить дополнительный резистор в разрыв цепи, связывающей базу с точкой соединения резисторов R6-R8, конденсатора C1 и стабилитрона VD1. Номинал его следует выбирать максимальным, не ухудшающим заметно работу регулятора без конденсатора C2.

Известно, что для увеличения срока службы аккумуляторной батареи напряжение в бортсети должно возрастать с понижением температуры. Поэтому на практике производят сезонную регулировку напряжения. В регуляторе 59.3702-01 перемычками S1 -S3, замыкающими резисторы R1-R3, среднее напряжение генератора можно изменять в пределах 13,8...14,6 В. При удалении перемычек оно уменьшается. Резисторы R1-R3 можно заменить одним под-строечным, что позволит регулировать напряжение генератора плавно.

Назначение светодиодов HL1 и HL2 после доработки не изменилось. Они позволяют оценить работоспособность системы регулирования. При включенном зажигании и неработающем двигателе должен светиться только светодиод HL2, показывая, что напряжение на обмотку возбуждения генератора подано. Свечение светодиода HL1 при неработающем двигателе означает, что регулятор неисправен. Когда двигатель работает, светятся оба светодиода. Уменьшение частоты его вращения или увеличение нагрузки на бортсеть приводит к тому, что яркость светодиода HL2 растет, а HL1 - падает. С увеличением частоты вращения или снижением нагрузки яркость изменяется в обратном направлении.

Регулятор до и после описанной доработки был испытан на старом автомобиле со старым аккумулятором. Было замечено, что на этом автомобиле из-за окисления контактов заметно увеличилось сопротивление электропроводки, а у аккумулятора возросло внутреннее сопротивление. Оба этих фактора приводят к снижению устойчивости системы регулирования напряжения.

С недоработанным регулятором 59.3702-01 стрелка амперметра, включенного в разрыв провода, соединяющего плюсовой вывод аккумуляторной батареи с бортсетью автомобиля, обычно колебалась с размахом 5.10 А. Непосредственно после запуска двигателя размах колебаний нередко превышал 10 А, начинали мигать фары. При длительной езде с большой скоростью размах иногда становился меньше 5 А, но это происходило нечасто.

После рассмотренной выше доработки регулятора стрелка амперметра никогда не колебалась с размахом более 0,5.1 А. После запуска двигателя включенные фары никогда не мигали. При длительной езде на большой скорости размах колебаний стрелки обычно уменьшался настолько, что их трудно было заметить.

При дальнейшей доработке из рассматриваемого регулятора были удалены резистор R7 и конденсатор C3, а между базой транзистора VT2 и точкой соединения коллектора транзистора VT1 с конденсатором C1 и резистором R9 вставлен узел, схема которого приведена на рис. 2. На схеме, изображенной на рис. 1, места разрывов цепей показаны крестами. Нумерация элементов на рис. 2 продолжает начатую на рис. 1.

Доработка автомобильного регулятора напряжения 59.3702-01
Рис. 2

В регулятор добавлены генератор импульсов экспоненциальной формы на логических элементах DD1.1 и DD1.3 и пороговое устройство на элементе DD1.2 с усилителем импульсов на транзисторе VT4. Микросхема DD1 питается напряжением 5 В от интегрального стабилизатора DA1.

После доработки транзистор VT1 служит усилителем сигнала рассогласования. Напряжение на его нагрузке - резисторе R9 - линейно зависит от разности текущего и номинального значений напряжения в бортсети. Это напряжение с помощью резисторов R13 и R14 суммируется с импульсами генератора. Сумма поступает на вход порогового устройства. В результате на его выходе формируются импульсы, длительность которых зависит от отклонения напряжения в бортсети от номинала, а частота следования постоянна (около 2 кГц). Через усилитель на транзисторе VT4 они поступают на базу транзистора VT2 и управляют напряжением на обмотке возбуждения генератора.

Доработка автомобильного регулятора напряжения 59.3702-01
Рис. 3

Вид доработанного регулятора со снятой крышкой показан на рис. 3. Дополнительные детали добавлены в него навесным монтажом. После установки этого регулятора на автомобиль стрелка амперметра никогда не колебалась с размахом более 0,5 А. Можно предположить, что при малом переходном сопротивлении контактов электропроводки и с новой аккумуляторной батареей колебания тока будут еще меньше.

Автор: А. Сергеев

Смотрите другие статьи раздела Автомобиль. Электронные устройства.

Читайте и пишите полезные комментарии к этой статье.

Рекомендуем скачать в нашей Бесплатной технической библиотеке:

журналы Сервисный центр (годовые архивы)

журналы Силовые машины (годовые архивы)

книга Двухбазовые диоды в автоматике. Ольсевич А.Е., Михайлов В.В., Беличенко В.И., Фоменко Г.П., 1972

книга Электроника - от теории к практике. Фишер Дж.Э., 1980

статья Как долго еще растут ногти и волосы человека после его смерти?

статья Электрическое реле холода и некоторые сведения о холодильной установке

сборник Архив схем блоков питания импортных телевизоров и видеотехники

Оставьте свой комментарий к этой статье:

Имя:


E-mail (не обязательно):


Комментарий:

[lol][;)][roll][oops][cry][up][down][!][?]